Предлагаем Вашему вниманию статью Волохова Евгения Кузьмича - председателя Координационного совета с экскурсом в историю работы этой организации с приложением соответствующих фотографий.
Содружество регионов юга России – шаги укрепления местного самоуправления
( хроника событий, этапы развития)
Чуть менее трех лет назад, в июле 2008 г. , в Волгограде родилось движение, которое с каждым годом растет и приобретает своих сторонников.
Стартовой площадкой тому послужил визит делегаций Волгоградских муниципалов в Кабардино –Балкарию в сентябре 2007 г., где было подписано первое Соглашение по межмуниципальным сотрудничествам между Советами муниципальных образований Кабардино - Балкарской республики и Волгоградской области.
А в июле 2008 г. на героической Сталинградской земле встретились представители Советов муниципальных образований Республики Адыгея, Кабардино- Балкарской Республики, Краснодарского края , Астраханской и Волгоградской областей. Участники встречи были приняты Главой Администрации Волгоградской области Н.К. Максютой. На приёме у Губернатора и затем на встречах с муниципальным активом Калачевского, Суровикинского и Серафимовичского районов состоялся обстоятельный разговор о стратегии развития и поддержки реформы местного самоуправления, многолетней практике проведения областного конкурса «Лучшая местная администрация» , последовательном развитии территориального общественного самоуправления.
В Белом Зале Администрации Волгоградской области участники встречи в торжественной обстановке подписали Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между Советами муниципальных образований пяти регионов юга России.
Стороны договорились о совместных действиях, направленных на более результативную работу по реализации Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С тех пор каждые полгода участники Соглашения встречаются, обмениваются, опытом работы, формируют совместные предложения, направленные на совершенствование в законодательстве, словом работают на главную цель , ради которой Соглашение пяти ( так оно поначалу именовалось) родилось.
Следующая встреча участников Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве состоялось в городе Нальчик – столице Кабардино – Балкарии в январе 2009 г. И там участников Соглашения стало уже семь. В состав Соглашения вошли Ставропольский край и Ростовская область. Участники встречи определили конкретные направления дальнейшей деятельности , в том числе развитие межмуниципального сотрудничества на уровне муниципальных образований разных регионов. Оказалось востребованной идея создать Координационный Совет Соглашения.
Делегация Волгоградской области в составе члена Правления Совета, Председателя Палаты городских поселений В. И. Александрина, зам. главы городского округа г. Волжский Лифанова С. В . и исполнительного директора Совета Волохова Е.К. посетила город Баксан, где на собрании актива города впервые было подписано Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве между городскими округами город Баксан и город Волжский.
В июле 2010 г. в г. Новороссийске Краснодарского края прошло очередное заседание участников Соглашения. К Соглашению присоединился еще один регион – Республика Дагестан. Теперь участников Соглашения стало восемь. Был создан Координационный Совет участников Соглашения. Председателем Координационного Совета был избран С.М. Грошев – исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Краснодарского края».
Координационный Совет обратился в Общероссийский Конгресс муниципальных образований, комитет по местному самоуправлению Государственной думы РФ , комитет по местному самоуправлению Совета Федерации Федерального собрания РФ с предложением выступить с законодательной инициативой по следующим вопросам:
1) Увеличить объем местных налогов в доходах муниципальных образованиях за счет расширения перечня этих налогов. Предоставить муниципальным образованиям реальный механизм их сбора;
2) Перераспределить нормативы отчисления от региональных и федеральных налогов в пользу поселений и муниципальных районов;
3) Отменить ограничения самостоятельности распоряжения бюджета дотационным муниципальным образованиям;
4) Привести экономическую (имущественную и финансовую ) базу муниципальных образований в соответствие с объемами полномочий, в том числе и за счет исключения из перечня вопросов местного значения вопросов, соответствующих по закону полномочиям государственных органов;
5) Исключить из понятия коммерческой деятельности сдачу в аренду муниципальных нежилых помещений и общественных зданий, с помощью которых собираются рентные доходы и решаются вопросы местного значения в малоконкурентных сферах ;
6) Провести инвентаризацию нефинансируемых мандатов и исключить их из перечня вопросов местного значении;
7) Регламентировать федеральными законами границы ответственности муниципалитетов по каждому вопросу местного значения;
8 ) Упорядочить (усовершенствовать) систему взаимодействия работы органов местного самоуправления, Роснедвижимости, Росрегистрации с налоговыми органами по введению единой базы данных о земельных участках;
9) Конкретизировать полномочия субъектов Российской Федерации в области реформирования жилищно – коммунального хозяйства и внести поправки в бюджетное законодательство по механизмам финансирования межбюджетных отношений;
10) Упростить процедуру внесения изменений в Уставы муниципальных образований, а также процедуру привлечения средств самообложения граждан.
Город Майкоп, декабрь 2009г. Теперь уже Координационный совет участников Соглашения провел здесь своё заседание.
Основная задача, стоявшая перед участниками заседания – обмен положительным опытом работы по реализации реформы местного самоуправления, как на региональном уровне, так и на уровне городских округов , муниципальных районов, городских и сельских поселений для его дальнейшего применения в своих регионах.
Участники заседания единодушно отметили, что Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве восьми региональных советов муниципальных образований оказывает эффективное содействие в совместном решении вопросов реализации реформы местного самоуправления в регионах и такое межрегиональное сотрудничество необходимо развивать. Координационный совет в целях расширения межмуниципального сотрудничества, дальнейшего установления партнерских отношений между муниципальными образованиями регионов юга России принял решение о создании общей электронной базы данных :
- о муниципальных образованиях, ТОСах и других организациях, уже заключивших или желающих заключить соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с коллегами с других регионов юга России.
- о примерах лучшей практики деятельности коммерческих и некоммерческих межмуниципальных организаций регионов юга России.
- о материалах судебной практики по защите интересов муниципальных образований при исполнении ими своих полномочий .
Было решено использовать журнал «Местное самоуправление Кубани» как информационный ресурс всех регионов юга России.
Участники встречи обсудили и утвердили совместные предложения в проект Концепции реализации государственной политики подготовки кадров для органов местного самоуправления. Предложения направлены Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований для дальнейшего представления в органы государственной власти Российской Федерации.
В ходе встречи на земле Адыгеи, как всегда , шел активный обмен опытом работы, обсуждались пути дальнейшего развития межмуниципального сотрудничества. Был внимательно изучен опыт Волгоградской области, заключивший к тому времени 9 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии на уровне городских округов, городских и сельских поселений из Кабардино – Балкарской Республики, Краснодарского края и Астраханской области.
Десятым по счету стало Соглашение между Кошехабльским муниципальным районам Республики Адыгея и Палласовским муниципальным районом Волгоградской области . Соглашение подписал заместитель главы Палласовского района А.Н. Игнатченко.
Сентябрь 2010 г. Астраханская область - место очередного заседания Координационного Совета. Основная тема , которую вместе с депутатами Астраханской областной Думы, министрами, главами муниципальных образований обсудили члены Координационного Совета – « Об опыте работы органов государственной и муниципальной власти юга России о сохранении исторического наследия» .
Координационный Совет поддержал инициативу Ассоциации « Совет муниципальных образований Республики Адыгея» об установлении в Российской Федерации ежегодного профессионального праздника « День муниципального работника» и обратился к Президенту Общероссийского Конгресса муниципальных образований С. Н. Киричуку, Министру регионального развития РФ В.Ф. Басаргину с предложением выступить перед Президентом РФ Д.А. Медведевым с ходатайством об учреждении в России данного профессионального праздника 6 октября.
Координационный Совет обратился к Председателю Государственной Думы РФ Грызлову Б.В. , Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронову С.М. и Президенту ОКМО Киричуку С.М. с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон № 131- ФЗ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
Забегая вперед, необходимо отметить, что впервые принятые в Астрахани решения Координационного Совета были опубликованы в журнале «Муниципальная Россия» № 8 за 2010г. и затем были рассмотрены Президиумом Общероссийского Конгресса муниципальных образований.
Из 13 предложенных Координационным Советом изменений Президиум Конгресса поддержал 7 , в том числе такие принципиально важные , как исключение из полномочий местных органов власти вопросов :
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ( или ) ликвидации последствий проявлений экстремизма и терроризма.
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (п.7,1 п. 8 части 1 ст.14 131-ФЗ; п.6,1 п. 7 части 1 ст. 15 131- ФЗ; п.7,1 п.8 части 1 ст. 16 131 - ФЗ ).
Также приняты предложения по зачислению сумм штрафов за административные правонарушения в местные бюджеты по месту совершения события; новая редакция в отношении бесхозяйных вещей, когда заявить права на неё могут не только органы местного самоуправления, но и органы государственной власти; новая редакция процедуры обсуждения, внесения изменений в устав муниципального образования и их опубликования.
Решение Президиума ОКМО о поддержке наших предложений направлено в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Правительства Российской Федерации.
Февраль 2011 г. город Краснодар. Члены Координационного Совета на своем очередном заседании рассмотрели особенности реализации 131- ФЗ в регионах юга России во взаимодействии с органами государственной власти, имеющийся опыт укрупнения муниципальных образований, тенденции в применении формулы управления муниципальным образованием, предусматривающей наличие сити-менеджера, состояние нормативно – правовой базы , предусматривающей социальные гарантии для выборных должностных лиц местного самоуправления.
Координационный Совет сформулировал и направил Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований свои предложения по основным направлениям развития местного самоуправления в стране и наиболее актуальным вопросам этого развития в текущий период для использования в подготовки очередного заседания Совета по местному самоуправлении при Председателе Государственной Думы в июне 2011 г.
По просьбе С.М. Грошева , в связи с переходом на другую работу, он был выведен из состава Координационного Совета. Председателем Координационного Совета был избран Волохов Е.К. – исполнительный директор Совета муниципальных образований Волгоградской области , заместителем Председателя – Маслов Н.А., исполнительный директор Совета муниципальных образований Кабардино – Балкарской Республики.
За большой вклад в развитие межмуниципального сотрудничества между Советами муниципальных образований юга России исполнительный директор Совета муниципальных образований Краснодарского края С.М. Грошев был награжден Почетным Именным знаком Координационного Совета « Содружество юга России»
Июнь 2011 г. ст. Вёшенская.
Под шелести тихого Дона на земле, осененной именем всемирно известного М.А. Шолохова, состоялся далеко не тихий разговор на очередном заседании Координационного Совета регионов юга России.
Традиционно обменявшись информацией о работе Советов муниципальных образований за период между заседаниями Совета, участники заседания обсудили проблематику деятельности муниципалитетов.
Из многочисленных проблем особую тревогу у членов Координационного Совета вызывают взаимоотношения органов МСУ и органов прокуратуры, возросшие тарифы на электроэнергию, уменьшение сбора НДФЛ и перенос сроков уплаты налогов на имущество и землю и как результат – уменьшение доходной части местных бюджетов. Имеющиеся факты излишней политизации местного самоуправления, попытки органов государственной власти навязать систему сити-менеджеров без предварительного обсуждения этой темы с Советами муниципальных образований и муниципальным активов может привести к выхолащиванию сути местного самоуправления и снижению доверия к органам местной власти.
Члены Координационного Совета пришли к выводу о том, что поскольку до сих пор не приняты меры по финансовому наполнению полномочий, сохраняются подходы, когда за всю историю и сегодняшний день несет ответственность только уровень поселения, надо четко разделить ответственность между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Необходимо настойчиво повторять наверх те вопросы и проблемы, по которым пока не приняты положительные решения.
По этому Координационный Совет уже в третий раз принял предложение федеральным органам власти об исключении из полномочий органов МСУ еще 6 вопросов местного значения. Приняты рекомендации Советом муниципальных образований регионов с участием органов МСУ подготовить предложения о четком разделении границ ответственности между муниципальным районом и поселением по решению вопросов местного значения, а также рекомендации по компенсации муниципалитетам выпадающих доходов в связи с переносом сроков рентных налогов и применению пониженных тарифов оплаты электроэнергии, используемой для уличного освещения населенных пунктов сельской местности. Повторно поддержана инициатива об учреждении в Российской Федерации профессионального праздника «День муниципального работника».
Максимально приземленный разговор состоялся при обсуждении опыта работы по организации территориального общественного самоуправления. В нем приняло участие самое массовое представительство глав сельских поселений и руководителей ТОСов за всю историю заседаний Координационного Совета. Товарищеская атмосфера, неподдельный интерес всех участников и прежде всего тех, у кого пока еще нет ТОСов (в том числе Шолоховский район, Вешенское сельское поселение, масса конкретных вопросов – таким было обсуждение второго вопроса повестки дня, которое логично перетекло в процесс подписания Соглашения о сотрудничестве ТОСов и сельских поселений двух соседних областей).
Примеру трехлетнего содружества Новопавлоского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края (глава Склярова Л.А.) и Нижнедобринского сельского поселения Камышенского района Волгоградской области (глава Китаева Н.Г.) на основе Соглашение между поселениями и их ТОСами последовали их коллеги из Ростовской и Волгоградской областей. Волгоградцы продолжили традицию 14 муниципальных образований, которые на протяжении уже нескольких лет дружат с коллегами из других регионов страны.
Соглашения о сотрудничестве подписали:
1. Вешенское сельское поселение Шолоховского муниципального района Ростовской области (глава Триполева Т.Ю.)
и Кумылженское сельское поселение Кумылженского муниципального района Волгоградской области (зам. главы – Мещеряков Ю.И.)
2. Быстрогорское сельское поселение Тацинского муниципального района Ростовской области (зам. главы – Ушакова Н.С.)
и Верхнечеренское сельское поселение Клетского муниципального района Волгоградской области (глава Лыгина Г.В.)
3. ТОС «Поселок Быстрогорск» Быстрогорского сельского поселения (председатель Совета Туктаров Р.З.) и ТОС Верхнечеренский Верхнечеренского сельского поселения (председатель Совета ТОС Черняева Т.Г.).
Встреча в ст. Вешенская подтвердила, что единственное в стране Соглашение нескольких регионов, направленное на совершенствование реформы местного самоуправления, оказалось не просто жизнеспособным.
Это активатор проблематики муниципалитетов, коллективный выразитель их интересов, кладовая практического опыта, идей, перспектив развития.
Содружество регионов юга России доказало свою востребованность и не случайно Северная Осетия и Калмыкия выразили намерение просить о принятии их в состав участников Соглашения. На осеннем заседании Координационного совета Соглашения в Кабардино-Балкарии этот вопрос будет рассмотрен и в случае положительного решения участников Соглашения станет 10.
ст. Вешенская Ростовская область июнь 2011