Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"
Методика
» Методика » Рекомендации по соблюдению мер пожарной безопасности

Рекомендации по соблюдению мер пожарной безопасности


О СОБЛЮДЕНИИ

МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


(полный вариант)


1.ВВЕДЕНИЕ


Перед каждым руководителем стоит задача предотвратить пожар и обеспечить защиту людей и материальных ценностей.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ “О пожарной безопасности” определяет основные понятия и термины пожарной безопасности:

  • пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  • пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
  • нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
  • противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;
  • меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Чаще всего непосредственными причинами возникновения пожаров служат неосторожное обращение с огнем, замыкание в электропроводках, неисправность печного отопления и др.

Статистика пожаров по Волгоградской области показывает, что в 2008 году:

  • зарегистрировано 3647 пожаров;
  • прямой материальный ущерб составил 130 млн. 77 тыс. рублей;
  • 319 человек погибло, в т.ч. 195 чел. – в состоянии алкогольного опьянения;
  • 2485 пожаров произошло в жилом фонде.

Только за 4 месяца 2009 года в Волгоградской области произошло 1070 пожаров, при которых погибло 114 человек.

Крупный лесной пожар, зарегистрированный в 2009 году в Волгоградской области, произошел в Даниловском муниципальном районе, в результате которого сгорело 350 гектаров леса. В тушении пожара участвовало 40 пожарных расчетов.

Обучение мерам пожарной безопасности руководителей и всех категорий населения играет большую роль в поддержании установленного противопожарного режима в любой организации. Каждый гражданин обязан соблюдать на работе и в быту Правила пожарной безопасности, а также в случае обнаружения пожара сообщить о нем в пожарную охрану и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности, несут дисциплинарную, административную, уголовную, или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.


2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

  • реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
  • разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
  • разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  • разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
  • установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
  • обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
  • обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
  • организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
  • социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
  • оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
  • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
  • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Статьей 10 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4838) утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами.

В пункте 11 Правил, в частности, указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

  • реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
  • создают и содержат в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов;
  • оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
  • создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
  • организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

3.СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ПОРЯДОК ЕЁ ВЗАИМОДЕСТВИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ


В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Порядок создания добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных определен Приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 года № 390 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. № 2688).

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств.

В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарные дружины, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольными пожарными дружинами.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Команды могут подразделяться на разряды:

  • первый — с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
  • второй — с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
  • третий — с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны — на основании приказа руководителя организации.

Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует подразделение ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (организация) о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

  • участие в предупреждении пожаров;
  • участие в тушении пожаров.

В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

  • контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
  • принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
  • проводят противопожарную пропаганду;
  • участвуют в тушении пожаров.

Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

По соглашению между органами местного самоуправления и предприятиями могут организовываться подразделения добровольной пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность на соответствующих территориях и предприятиях.

При этом порядок общего руководства и финансирования данного подразделения добровольной пожарной охраны определяется соглашением.

Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны — организациями.

Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).

По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны.


РЕЕСТР

добровольных пожарных муниципального подразделения

добровольной пожарной охраны

_______________________________________________________________________

(муниципальное образование Волгоградской области)


п/п

Ф.И.О.

добро-

вольного

пожарного

Основной документ,

удостоверяющий

личность гражданина

Российской Федерации

Место

жительства

(регистрации),

телефон

Наименова-

ние объекта

основной

работы,

адрес,

должность,

телефон

Дата

и осно-

вание

регист-

рации в

Реестре

Дата

и осно-

вание

исклю-

чения из

Реестра

Ф.И.О.

и подпись

лица,

ответственного

за ведение

Реестра

1

2 3 4 5 6 7 8

Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ГПС устанавливает орган местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных является:

  • личное заявление;
  • несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;
  • состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
  • систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;
  • совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

Добровольным пожарным предоставляем право:

  • участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования;
  • проверять противопожарное состояние населенного пункта (муниципальных объектов) или их отдельных участков на соответствующей территории муниципального образования (организации);
  • нести службу (дежурство) в подразделениях ГПС;
  • проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.

На добровольных пожарных возлагаются обязанности:

  • обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями;
  • соблюдать меры пожарной безопасности;
  • выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;
  • участвовать в деятельности пожарной охраны;
  • осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС;
  • соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
  • бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.

Органами местного самоуправления по согласованию с руководителями подразделения ГПС организуется и осуществляется первоначальная подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ГПС.

Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ГПС. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС.

Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных караула в населенных пунктах.

Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения ГПС, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем подразделения ГПС определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут предоставлять подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.

Органы местного самоуправления (организации) по согласованию с ГПС могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.

Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).

Добровольные пожарные:

  • осуществляют надзор за соблюдением населением противопожарного режима в населенных пунктах муниципального образования и на муниципальных объектах;
  • могут контролировать состояние пожарной безопасности в жилых домах;
  • проводят разъяснительную работу среди работающего и не работающего населения по соблюдению требований пожарной безопасности;
  • оказывают практическую помощь руководителям муниципальных образований по выполнению требований Правил пожарной безопасности.

На добровольные пожарные дружины возлагается содержание в исправном состоянии и постоянной готовности пожарной техники, противопожарного оборудования и инвентаря, средств пожаротушения, обеспечение дежурства и тушение возникающих пожаров.

Руководитель муниципального образования обязан обеспечивать членов ДПО, входящих в состав боевых расчетов пожарных автомобилей, мотопомп и другой техники, приспособленной для пожаротушения, необходимым комплектом спецодежды (брезентовые куртки, брюки, рукавицы, сапоги и т.п.).

Обязанности между членами ДПД ее начальник распределяет: проведение профилактической работы, поддержание средств тушения пожаров в готовности, контроль за исправностью противопожарного водоснабжения.

Начальник ДПД обязан осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности населенного пункта и регулярно информировать главу муниципального образования о состоянии пожарной безопасности.

Обязан незамедлительно сообщать в подразделения пожарной охраны о всех случаях пожаров, происшедших в населенном пункте, а также о выходе из строя средств пожаротушения.

Численность боевого расчета ДПД зависит от имеющейся на вооружении техники. Все обязанности боевого расчета определяются специальным табелем, который вывешивается в депо.

Табель утверждается непосредственно руководителем муниципального образования.


Примерный табель расчета отделения добровольной пожарной дружины


Ф.И.О.

номер расчета по каждой смене

Обязанности номеров расчета
по предупреждению

пожаров

по тушению пожаров

Начальник расчета

(Иванов И.И.)

Проводить регулярно контроль готовности к действию номеров расчета и первичных средств пожаротушения. Осуществлять непосредственное руководство людьми по организации тушения пожаров, эвакуации людей и ценностей до прибытия пожарных.
№1

(Круглов И.И.)

Систематически проверять соблюдение противопожарного режима, исправности первичных средств пожаротушения и других средств пожаротушения.

Прокладывать рукавную линию от пожарной мотопомпы,работать со стволом или помогать приводить в действие другие средства пожаротушения.
№2

(Сидоров И.И.)

Периодически проверять исправность огнетушителей и других первичных средств пожаротушения. Работать с первичными средствами пожаротушения.
№3

(Гладков И. И.)

Постоянно следить за исправностью средств связи, не допускать загромождения пожарных водоемов и водонапорных башен. Сообщать о пожаре в пожарные подразделения, встречать пожарные подразделения и указывать путь к месту пожара.

Боевые расчеты ДПД

В каждом поселении должны быть созданы боевые расчеты добровольной пожарной дружины (ДПД) или муниципальной пожарной охраны.

Боевой расчет при возникновении пожара должен немедленно приступить к его ликвидации первичными средствами пожаротушения.


Обязанности дружинников по тушению пожара

Начальник боевого расчета руководит работой расчета по тушению пожара, организует эвакуацию людей и имущества.

Дружинник № 1 сообщает о пожаре в пожарную часть, встречает ее и указывает ближайший путь к месту пожара.

Дружинник № 2 тушит огонь огнетушителем и при необходимости работает с багром, ломом или топором.

Дружинник № 3 тушит огонь водой из ведер, кошмой или песком.

Дружинник № 4 прокладывает рукавную линию от пожарного крана и работает со стволом.

Дружинник № 5 помогает дружиннику № 4 прокладывать рукавную линию, открывает вентиль внутреннего пожарного крана.


Примерное распределение обязанностей боевого расчета при работе на пожарной автоцистерне

Начальник боевого расчета идет в разведку с дружинником № 3, руководит работой боевого расчета на пожаре, оказывает помощь дружинникам.

Дружинник № 1 вместе с дружинником № 2 прокладывает магистральную рукавную линию до разветвления и от него - рабочую линию; работает со стволом.

Дружинник № 2 вместе с дружинником № 1 прокладывает магистральную рукавную линию до разветвления и от него - вторую рабочую линию; работает со стволом.

Дружинник № 3 вместе с начальником боевого расчета идет в разведку, прокладывает от разветвления третью рукавную линию и работает со стволом; выполняет обязанности связного.

Дружинник № 4 вместе с водителем прокладывает всасывающую линию от гидранта или водоема; следит за состоянием магистральной рукавной линии.

Водитель автомобиля вместе с дружинником № 4 прокладывает всасывающую линию от гидранта или водоема; переключает работу двигателя автомобиля на насос, обеспечивая подачу воды в рукавные линии.


4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ


Успешное тушение пожаров во многом зависит от оснащенности противопожарных формирований средствами пожаротушения, исправности и умения использовать их в боевой обстановке. По этому вопросу обеспечения ДПД техническими средствами тушения пожаров и подготовки их к борьбе с пожарами должно уделяться большое внимание.

Противопожарные формирования в сельской местности могут иметь на вооружении пожарные автомобили, мотопомпы, первичные средства пожаротушения, а также различные сельскохозяйственные автомобили, приспособленные для подвоза воды и подачи ее в очаг пожара с помощью имеющихся на них насосов (водовозки, автобензозаправщики, автожижеразбрасыватели, дождевальные установки, автомобили, оборудованные навесными шестеренчатыми и другими насосами).


Пожарные автомобили

Наиболее широко используются для тушения пожаров пожарные автоцистерны, которые применяются для подвоза к месту пожара личного состава боевого расчета, пожарно-технического вооружения и воды, а также для подачи воды на тушение непосредственно от цистерны (без установки ее на водоисточник и с установкой).

Эти автоцистерны могут быть использованы также для подачи воды на большие расстояния, перекачку воды или для подвозки воды в безводных районах.


Пожарные мотопомпы

Пожарные мотопомпы предназначены для подачи воды от естественных и искусственных водоисточников, а также от пожарных гидрантов в очаг пожара. Они также могут быть использованы как водоподающие агрегаты в безводных районах при подаче воды вперекачку. По тактическому назначению и способу доставки к месту пожара пожарные мотопомпы подразделяются на переносные и прицепные.

Переносные мотопомпы доставляют к месту пожара на автомобилях, повозках, специальных тележках или вручную. Прицепные мотопомпы смонтированы на одноосном прицепе, который транспортируется к месту пожара любым грузовым автомобилем, имеющим буксирное устройство. На небольшие расстояния они могут доставляться вручную.

Широкое применение для тушения пожаров в сельской местности получили пожарные мотопомпы марок МП-600, МП-800, МП-1200 и МП-1400. В соответствии с действующими правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) населенные пункты сельского поселения, садоводческие товарищества, дачные кооперативы и поселки с количеством усадеб (участков, коттеджей):

  • не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу;
  • от 300 до 1000 — прицепную пожарную мотопомпу;
  • свыше 1000 — не менее двух прицепных мотопомп.

Сельскохозяйственные машины, используемые для борьбы с пожарами

В сельской местности имеется большое число машин различного назначения, многие из которых без особых затрат и конструктивных изменений могут быть приспособлены для тушения пожаров. К числу таких машин можно отнести автобензозаправщики, автожижеразбрасыватели, дождевальные установки, гусеничные тракторы, обычные транспортные грузовые автомобили, водораздатчики, навесные шланговые поливальщики и другие автомашины, оборудованные емкостями (цистернами) и простейшими насосами.


Прицепы водяного тушения

(прицепные комплексы пожаротушения)

Предназначены для доставки к месту пожара запаса воды, подачи её в очаг пожара через ручной пожарный ствол из своей цистерны, других ёмкостей или водоёма; для эксплуатации с колёсными тракторами.


Содержание пожарной техники

Пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.

Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.

Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии.

Порядок привлечения техники дня тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переобо-рудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.


5.ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ И ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ


Следует отметить, как важно ликвидировать пожар (загорание) в начальной его стадии. В этом случае удается сохранить практически не пострадавшими жилые дома, строения, квартиры и другие здания и сооружения, предотвратить гибель и травмирование на пожарах людей. Для этих целей используют первичными средства пожаротушения.

В качестве первичных средств пожаротушения применяют: огнетушители, асбестовые полотна, грубошерстные полотна, войлок, кошму, песок (высушенный и просеянный).

Асбестовые полотна, грубошерстные полотна и войлок размером не менее 1х1м предназначены для тушения пожара в начальной стадии при воспламенении веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха.

Огнетушители – технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения.

Огнетушители классифицируются по виду огнетушащих средств, объему корпуса, способу подачи огнетушащего состава и виду пусковых устройств.

В зависимости от применяемого ОТВ огнетушители предназначаются для тушения:

  • твердых горючих веществ (класс пожара А);
  • жидких горючих веществ (класс пожара В);
  • газообразных горючих веществ (класс пожара С);
  • металлов и металлосодержащих веществ (класс пожара D);
  • электроустановок, находящихся под напряжением (класс пожара Е).

По виду огнетушащих средств огнетушители бывают жидкостные, пенные, углекислотные, аэрозольные (хладоновые), порошковые и комбинированные.

В качестве жидких огнетушащих составов применяют водные растворы различных химических соединений или воду с добавками поверхностно-активных веществ (ПАВ). Огнетушители с этими составами не получили широкого применения, так как могут использоваться только в зонах с круглогодичными положительными температурами.

Водный огнетушитель предназначен для использования как первичное средство пожаротушения:

  • класса А (твердых горючих материалов, горение которых сопровождается тлением);
  • класса В (горючие жидкости и твердые плавящиеся материалы);
  • класса С (горючие газы).

Водный огнетушитель не применяется для тушения пожаров электроустановок под напряжением, щелочных и щелочно-земельных материалов.

В пенных огнетушителях применяют либо химическую пену, полученную из водных растворов кислот и щелочей, либо воздушно-механическую пену, образованную из водных растворов пенообразователей потоком рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа. Он предназначен для тушения очагов пожара класса А (горение твердых материалов органического происхождения, горение которых сопровождается тлением – дерево, бумага, ветошь и т. д.) и В (горение жидкостей или твердых тел, превращающихся в жидкости – нефтепродукты, масла, краски и т. п.).

Огнетушитель не может быть применен для тушения веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (хлопок, пироксилин и т. п.), горящих металлов (щелочных – натрий и т. п. и легких – магний и т. п.). Запрещается использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.

Огнетушитель применяют при температуре окружающего воздуха от +3 до +500С.

Огнетушащим средством углекислотных (СО2) огнетушителей является сжиженный диоксид углерода (углекислота).

Огнетушители углекислотные применяют для тушения небольших начальных очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха, а также для тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В, в музеях, картинных галереях, архивах.

В аэрозольных (хладоновых) огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяют парообразующие галоидированные углеводороды (бромистый этил, хладон, смесь хладонов или смесь бромистого этила с хладоном и др.).

Огнетушащим составом порошковых огнетушителей являются порошки на основе двууглекислой соды с добавками.

Порошковые огнетушители их применения в бытовых условиях в качестве первичного средства тушения пожаров класса А (твердых веществ), В (горючих жидкостей или плавящихся твердых тел), С (горючих газов) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от марки применяемого огнетушащего порошка).

  • ОП-5(з) – закачной тип огнетушителя;
  • ОП-5(б) – для создания давления применяется баллон со сжатым воздухом;
  • ОП-5(г) – для создания давления применяется газогенерирующий элемент.

Огнетушащими средствами комбинированных огнетушителей являются порошок и раствор пенообразователя.

Углекислотно-бромэтиловые огнетушители предназначены для тушения загораний на бензораздаточных станциях, бензоколонках, грузовых и специальных автомобилях, перевозящих горюче-смазочные материалы, в складских помещениях, а также на электроустановках, находящихся под напряжением.

По объему корпуса огнетушители условно подразделяются на:

  • ручные малолитражные с объемом корпуса до 5 литров;
  • промышленные ручные с объемом корпуса 5 – 10 литров;
  • стационарные и передвижные с объемом корпуса свыше 10 литров.

По способу подачи огнетушащих средств выделяют четыре группы огнетушителей:

  • под давлением газов, образующихся в результате химической реакции компонентов заряда;
  • под давлением газов, подаваемых из специального баллончика, размещенного в корпусе огнетушителя;
  • под давлением газов, предварительно закаченных в корпус огнетушителя;
  • под собственным давлением огнетушащего средства.

По виду пусковых устройств огнетушители подразделяются на четыре группы:

  • с вентильным затвором;
  • с запорно-пусковым устройством пистолетного типа;
  • с пуском от пиропатрона;
  • с пуском от постоянного источника давления.

Объекты, расположенные на территории населенных пунктов, должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения и пожарными щитами в соответствии с нормами положенности, приведенными в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения индивидуальных домовладений граждан должны быть установлены соответствующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Нормами первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря для помещений и строений, принадлежащих гражданам, утвержденными Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19 марта 1999 года № 186 каждый жилой (дачный) дом должен быть укомплектован огнетушителем, лестницей, багром, топором, лопатой.

У каждого жилого строения на летний период должна быть установлена емкость (бочка) с водой объемом не менее 0,2 м3, укомплектованная ведрами.

Огнетушитель может быть любого типа емкостью не менее 5 литров или 5 килограммов.

Огнетушитель должен содержаться согласно паспорту и вовремя перезаряжаться. По решению органов местного самоуправления на территории домовладений могут быть установлены пожарные щиты с противопожарным инвентарем и емкости для хранения воды объемом не менее 0,2 м3. Рекомендуется устанавливать такие щиты из расчета на каждые 10 домов один пожарный щит, на котором должно находиться: лом, багор, 2 ведра, 2 огнетушителя объемом не менее 10 литров каждый, 1 лопата штыковая, 1 лопата совковая, асбестовое полотно, грубошерстная ткань или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала).

Щиты и стенды пожарные предназначены для размещения и хранения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и инвентаря, применяемых для ликвидации пожаров в их начальной стадии на объектах, не обеспеченных пожарным водопроводом и установками пожаротушения.


6.УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ


Для тушения возникающих пожаров требуется большое количество воды, устойчивость водоснабжения приобретает исключительно важное значение с точки зрения зашиты объектов и населенных пунктов от уничтожения огнем.

В соответствии с СНИП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружение» противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) для:

  • населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.;
  • отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 м3, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода;
  • зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение:

  • населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух этажей;
  • отдельно стоящих, расположенных вне населенных пунктов предприятий общественного питания (столовые, закусочные, кафе и т.п.) при объеме зданий до 1000 м3 и предприятий торговли при площади до 150 м2 (за исключением промтоварных магазинов), а также общественных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 250 м3, расположенных в населенных пунктах;
  • производственных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 1000м3 (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 м3) с производствами категории Д;
  • сезонных универсальных приемозаготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 м3;
  • зданий складов сгораемых материалов и несгораемых материалов в сгораемой упаковке площадью до 50 м2.

Для отбора воды на пожарные нужды на водопроводной сети устанавливают гидранты. В сельской местности вместимость пожарных водоемов определяется в соответствии с СНиП по необходимому расходу воды на тушение пожара. Место для устройства водоемов выбирают с учетом приближения к наиболее пожароопасным объектам, характера имеющихся средств забора и подачи воды, удобства наполнения водоема и подъезда пожарных машин, качества грунта и уровня грунтовых вод. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение.

Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией. Помещения насосных станций противопожарного водопровода населенных пунктов должны иметь прямую телефонную связь с пожарной охраной.

Задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспособность не реже двух раз в год, а пожарные насосы — ежемесячно.

Указанное оборудование должно находиться в исправном состоянии.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах — на органы местного самоуправления).

Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.


7.ПРОВЕДЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что противопожарная пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется посредством:

  • тематических выставок, смотров, конференций, конкурсов;
  • средств печати – выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток, публикации в газетах и журналах;
  • радио, телевидения, обучающих теле- и радиопередач, кинофильмов, телефонных линий, встреч в редакциях;
  • устной агитации – докладов, лекций, бесед;
  • средств наглядной агитации – аншлагов, плакатов, панно, иллюстраций, буклетов, альбомов, компьютерных технологий;
  • работы с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения, в том числе и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется через:

  • преподавание в рамках уроков ОБЖ;
  • тематические творческие конкурсы среди детей любой возрастной группы;
  • спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального профессионального образования;
  • экскурсии в пожарно-спасательные подразделения, с показом техники и открытого урока обеспечения безопасности жизни;
  • организация тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;
  • организацию работы среди детей в летних оздоровительных лагерях;
  • создание дружин юных пожарных (ДЮП);
  • оформление уголков пожарной безопасности.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды, обучение населения мерам пожарной безопасности ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в бюджетах органов местного самоуправления в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.


8.ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


Граждане должны:

  • соблюдать на производстве и в быту требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
  • соблюдать меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
  • в случае обнаружения пожара сообщить о нем по телефону «01», указав точный адрес и что горит, а затем принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара, имеющимися подручными средствами.

Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос шириной не менее 3 метров, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Застройка городских поселений до лесных массивов должна быть на расстоянии не менее 50 метров, а от сельских поселений и участков садоводческих товариществ — не менее 15 метров.

Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов, производств всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях, в злаковых массивах.

Разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала.

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должно быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности “Не загромождать!”.

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (НПБ 160-97).

Переезды и переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть свободны для проезда пожарных автомобилей. Количество переездов через пути должно быть не менее двух.

На территории жилых домов, дачных и садовых поселков, общественных и гражданских зданий не разрешается оставлять на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры, и т.п.) с ЛВЖ и ГЖ, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами. Рекомендуется на территории сельских населенных пунктов установка звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создания запаса воды для пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В летний период в условиях чрезвычайно сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления может временно запрещаться разведение костров, проведение пожароопасных работ, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных дружин патрулирование на улицах населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести с населением соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

В пожароопасный период необходимо в помощь членам добровольной пожарной дружины организовать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану по телефону “01”.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами).


9.ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Большую помощь городским и сельским поселениям в обеспечении первичных мер пожарной безопасности могут оказывать органы территориального общественного самоуправления (далее – ТОС).

В соответствии со 27 статьей Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» граждане по месту жительства (на части территории поселения) могут самоорганизовываться для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах подъезда жилого дома, всего многоквартирного жилого дома или группы жилых домов, микрорайонов сельских населенных пунктов (не являющихся поселением) или других территорий проживания граждан.

В зависимости от территорий, на которых осуществляется общественное самоуправление, и уставов ТОС, решений, принятых населением на собраниях и конференциях, на ТОС могут быть возложены следующие задачи по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:

  • проведение собраний по вопросам обеспечения мер пожарной безопасности;
  • осуществление деятельности по содержанию жилых домов и населенных пунктов в пожаробезопасном состоянии, очистки территорий от мусора, сухой травы и камыша, ремонту имеющихся в многоквартирных жилых домах систем автоматической противопожарной защиты (систем дымоудаления, автоматической пожарной сигнализации), ремонту и восстановлению внутреннего и наружного противопожарного водопровода, пожарных водоемов и т.п., средств связи и оповещения людей о пожаре;
  • создание и организация деятельности добровольных пожарных дружин (команд) и их техническое оснащение;
  • организация проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, осуществление общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности в пределах границ, на которых действует организация ТОС;
  • разработка и внесение в органы местного самоуправления проектов нормативно - правовых актов в области обеспечения первичных средств пожарной безопасности.

Решение данных задач может осуществляться как за счет средств граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местною самоуправления с использованием средств местного бюджета.


10.ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ


При возникновении пожара действия администрации муниципального образования (предприятий, учреждений), руководителя ТОС, а также начальника ДПД в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей.

Каждый гражданин, обнаруживший пожар или загорание, обязан:

  • немедленно сообщить об этом в близлежащую пожарную часть, дежурную часть районного отдела внутренних дел или в добровольную пожарную дружину;
  • приступить к тушению пожара имеющимися средствами (огнетушитель, внутренний пожарный кран и т. п.), при необходимости организовать эвакуацию людей из опасной зоны, а также принять меры к спасению имущества, животных и птиц;
  • вызвать на место пожара представителя администрации данного объекта.

Представитель администрации муниципального образования (объекта), руководитель ТОС, прибывший к месту пожара, проверяет, вызвана ли пожарная команда, организована ли эвакуация людей, материальных ценностей, животных и птиц.

Он ставит в известность о пожаре вышестоящие органы и возглавляет до прибытия пожарной команды работы по ликвидации пожара и эвакуации людей и имущества (на фермах – животных, птицы).

По прибытии на пожар подразделений пожарной охраны представитель муниципального образования (объекта), руководитель ТОС, руководивший тушением пожара, обязан сообщить старшему начальнику подразделений пожарной охраны все необходимые сведения об очаге пожара, мерах, принятых по эвакуации людей, материальных ценностей и животных, а также о наличии в помещениях людей, занятых ликвидацией пожара. В зависимости от обстановки на пожаре и количества подразделений, работающих по его тушению, руководитель тушения пожара организует оперативный штаб пожаротушения. В состав этого штаба входит представитель объекта, знающий особенности технологического процесса объекта (установки), где произошел пожар.

Представитель муниципального образования (объекта) в штабе пожаротушения консультирует руководителя тушения пожара по вопросам технологического процесса производства и специфическим особенностям горящего объекта, а также информирует его о наличии и месторасположении на объекте токсичных, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов, через него привлекается дополнительная рабочая сила для выполнения работ, связанных с тушением пожара, эвакуацией животных, птицы и материальных ценностей. Он предоставляет транспорт для доставки дополнительных сил и средств и организует по указанию руководителя тушения пожара отключение электроэнергии, остановку систем вентиляции, агрегатов и т. д.


11.ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ХЛЕБНЫХ ПОЛЯХ И В СТЕПЯХ


Степные и лесные массивы занимают большие площади; горючим материалом в них является растительный покров, различного рода травы, хлебные злаки, технические культуры, кустарники, камыш. Все эти материалы легко воспламеняются от малейшего источника зажигания, особенно при устойчивой сухой погоде.

Пожары в степях и на хлебных массивах развиваются очень быстро; на скорость распространения пожара особенно влияет скорость ветра. В засушливую погоду скорость распространения пламени по высоким хлебам и травам может достигать 500-600 м/мин. При редкой и низкой растительности, а также при отсутствии ветра пожары распространяются со скоростью 10—15 м/мин. Пожар в степи, а также на хлебных массивах, как правило, обнаруживают поздно, в результате он охватывает большие площади в несколько тысяч гектар. В процессе распространения пожара образуются “смерчи”, которые перебрасывают огонь на большие расстояния, преодолевая при этом искусственные и естественные преграды шириной до 12—15 м. Пожары созревших хлебных массивов создают угрозу и скошенным хлебам, уложенным в валки или копны, а также сельскохозяйственной технике, используемой на уборке урожая, они могут распространяться на сельскохозяйственные постройки: тока, сушилки, кошары и т. п. Для обеспечения безопасности и создания возможности борьбы с пожарами хлебные массивы разделяют на участки площадью до 50 га прокосами шириной 10—12 м, по прокосу делают пропашку шириной 5—6 м.

В период уборки урожая усиливают дежурство на полях.

При начинающихся небольших пожарах хлебного массива или степных пожарах и слабом ветре силы и средства пожаротушения вводят по фронту распространения пожара с переходом на фланги. При больших площадях пожара организуют разведку с использованием транспорта или авиации, данные разведки наносят на карту местности или составляют схему с нанесением границ пожара, направления его распространения, естественных преград, дорог, средств водоснабжения и т. п. Основными способами и приемами тушения пожаров хлеба на корню, а также степных пожаров являются:

  • опашка местности;
  • увлажнение растительности водой или специальными растворами с помощью пожарной техники, а также приспособленной техники объектов экономики для тушения пожаров;
  • устройство прокосов впереди фронта огня.

При пожарах, которые распространяются со скоростью 7 м/с и более, основными способами тушения являются создание заградительных преград — полос с использованием естественных преград (дороги, реки, озера, овраги т. п.), а также пуск встречного или опережающего огня, что позволяет создать заградительную полосу. При горении скирд сена, соломы или необмолоченного хлеба принимают меры к защите соседних скирд, используют распыленную воду или смачиватели (растворы).

В период скирдования необходимо требовать опашки каждой скирды с целью ограничения распространения пожара. При тушении степных пожаров и хлебных массивов необходимо соблюдать правила техники безопасности; не допускать людей на фронт пожара, не допускать самовольных переходов с участка на участок, постоянно вести инструктаж о мерах безопасности.


12.АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Административная ответственность руководителей организаций за нарушения в области пожарной безопасности

В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Административная ответственность

(выдержки из Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, касающиеся пожарной безопасности)

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 11.16. Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

(в ред. Федерального закона от 03.03.2008 N 21-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)


Уголовная ответственность

(Выдержки из Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ)

В действующем в настоящее время Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с пожарами, в том числе и за нарушение правил пожарной безопасности.

Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Статья 281. Диверсия

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные организованной группой;

б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.

(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ).


13.ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Гражданин должен знать, что загорания и пожары могут быть предупреждены, а их последствия значительно снижены благодаря проведению комплекса профилактических организационно технических мероприятий и разъяснительной работе среди населения. Благополучие всех зависит от сознательности каждого.


Приложение 1


ПАМЯТКА


о мерах пожарной безопасности в индивидуальных жилых домах

В соответствии с действующими правилами пожарной безопасности ответственность за противопожарное состояние индивидуальных жилых домов и надворных построек возложена на их владельцев. Они обязаны не допускать действий, которые могут привести к возникновению пожара.

Территория индивидуальных домовладений должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от мусора, тары и других горючих материалов. Появляющиеся отходы следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, пожарным водоисточникам должны быть всегда свободными.

Противопожарные разрывы и дороги между зданиями не разрешается использовать для складирования материалов, оборудования, сена, соломы, упаковочной тары и стоянки автотранспорта.

На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться звуковые сигналы для оповещения людей на случай пожара и создаваться запасы воды для пожаротушения. На стенах жилых домов в сельской местности необходимо вывешивать таблички с изображением инвентаря, с которым граждане обязаны являться на тушение пожара. В летний период около каждою жилого строения должна быть установлена бочка с водой, ведро к ней и приставная лестница.

Все электроустановки в жилых домах и надворных постройках должны иметь защиту от токов короткого замыкания и других отклонений от нормальных режимов, которые могут привести к пожарам и загораниям. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока.

Соединения, оконцевания и ответвления проводов, жил и кабелей необходимо производить при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

Устройство и эксплуатация электросетей-времянок не допускаются. Перед началом отопительного сезона все печи и другие приборы отопления следует тщательно проверить и отремонтировать. Неисправные отопительные установки, печи, дымоходы не должны допускаться в эксплуатацию.

Очистку от сажи дымоходов и дымовых труб печей нужно производить перед началом отопительного сезона и в последующем через каждые три месяца в течение всего отопительного сезона. Около каждой печи на сгораемом или трудносгораемом полу должен быть прибит предтопочный металлический лист размером не менее 70x50 см. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, необходимо побелить. В жаркую и ветреную погоду топка печей, кухонных очагов должна временно прекращаться.


КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ


  • разводить костры и выбрасывать не затушенный уголь и золу вблизи строений;
  • оставлять на открытых площадках и во дворах бочки с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами;
  • завязывать электропровода, оттягивать электролампы с помощью веревок и ниток, подвешивать абажуры и люстры на электрических проводах, обертывать электролампочки бумагой или материей, пользоваться электропроводкой с поврежденной изоляцией;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими приборами без специальных несгораемых подставок;
  • эксплуатировать неисправные газовые приборы, оставлять незакрытыми краны газовых приборов и газопроводов, устанавливать кухонную мебель и другие сгораемые предметы ближе 20 см от газовых приборов;
  • оставлять без присмотра топящиеся печи, зажженные керосинки, керогазы, примусы, а также поручать надзор за ними малолетним детям;
  • пользоваться газовыми приборами, примусами, керосинками и электробытовыми приборами в сараях и других подсобных постройках;
  • перекаливать печи и применять для розжига печей на твердом топливе бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся жидкости;
  • курить и применять открытый огонь при пользовании предметами бытовой химии и проведении отделочных работ с использованием лаков и красок.

При обнаружении пожара нужно немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону “01” с указанием точного адреса и что горит, приступить к тушению пожара имеющимися средствами.


ГРАЖДАНЕ!

ПОСТОЯННО ПОМНИТЕ И ВЫПОЛНЯЙТЕ

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!