Пилотный проект России "ТОС по Сталинградски" – состояние на 1.01.2009
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ РОССИИ «ТОС ПО СТАЛИНГРАДСКИ» – ФОРМУЛА ПОБЕД
В Волгоградской области активно используются инновационные модели организации и деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) и местного управления. Они рассматриваются в качестве определяющих условий построения развитого гражданского общества и повышения качества жизни населения. Изучение, разработка, апробация и крупномасштабное внедрение этих моделей и системы их государственного сопровождения и поддержки на территориях региона проводятся вот уже в течении 12 лет по инициативе Главы Администрации Волгоградской области Н.К. Максюты и находятся постоянно в центре его управленческого внимания.
Ниже приводятся принципиальные отличительные особенности инновационных моделей организации и деятельности ТОС, местного управления Волгоградской области и факторы их успешной реализации.
- Деятельность ТОС рассматривается не обособлено сама по себе, а в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого территориального общественного самоуправления, и это партнерство, в свою очередь, составляет систему местного управления.
- Основной целью деятельности ТОС является повышения качества жизни граждан, построение развитого (инновационного) гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения.
- Если под прицелом административной власти находится, прежде всего, создание и поддержка благоприятной и благополучной среды обитания, то под прицелом ТОС – прежде всего образ жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого»..
- В масштабах Волгоградской области организация территориального общественного самоуправления носит не локальный, а повсеместный (массовый) характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, т.е. непосредственного народовластия.
- Функции партнеров территориального общественного самоуправления включают:
- органы местного самоуправления поселений и городских округов принимают соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают договора с ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС-неюридических лиц;
- органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС;
- Управление по работе с территориями и отделы по работе с муниципальными образованиями в 10 территориальных округах аппарата Главы Администрации Волгоградской области совместно с отраслевыми комитетами и управлениями Администрации области осуществляют организацию проведения областных конкурсов «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», «Лучшая местная администрация», смотры-конкурсы за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», а также на государственном уровне обеспечивают сопровождение и содействие деятельности партнерства в целом и отдельных его участников;
- хозяйствующие субъекты, учреждения, другие некоммерческие организации принимают участие в реализации целевых программ, работе центров творческой и социально значимой активности при ТОС.
- Организационная структура ТОС базируется на создании командной культуры управления. Внедрение командных технологий значительно увеличивает массовость и вызывает своеобразный подъем гражданской активности людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.
В структуре ТОС Волгоградской области широко используются 2 вида команд:
- формальные (обязательные) команды, представляющие собой центры социально значимой активности территориального общественного самоуправления – уличные и домовые комитеты, гражданские отряды в составе ДНД (ГОТОС) и МКД, добровольные пожарные дружины, временные трудовые коллективы (ВТрК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самостоятельности, дополнения, взаимозаменяемости и единоначалия;
- неформальные (произвольные) команды, представляют собой Центры творческой активности территориального общественного самоуправления – клубы (союзы, содружества) детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, по интересам, временные творческие коллективы (ВТвК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самоорганизации, самоуправления, партнерства, наставничества, подотчетности перед советом ТОС.
Таким образом, внутренняя среда ТОСов Волгоградской области характеризуется трехуровневой структурой управления (собрание, конференция – совет ТОС – формальные и неформальные команды), а внешняя среда – партнерством по вертикали (государственная и муниципальная власть) и по горизонтали (бизнес, учреждения и сообщества).
- Методика финансовой поддержки деятельности ТОС (но не содержания ТОС!) из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни, исключающая какую-либо уравниловку. С этой целью областной конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» проводится по 11 номинациям и абсолютному первенству, пятиместному распределению победителей в каждой номинации, призовой фонд данного конкурса в 2006 году составлял 30 млн. руб., в 2007г. – 65 млн. руб., 2008г. – 120 млн. руб.
- Для работы с общественными кадрами территориального общественного самоуправления создана передвижная школа управления «Лидер-инкубатор». В рамках этой школы с выездом на территории проводятся постоянно действующие курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления. Курсы проводятся в интерактивной форме, в условиях непосредственного соединения теории и практики. Предметом этих занятий является искусство управления, включая тестирование по определению уровня интеллекта, личностно-деловых качеств (способностей к лидерству), социологические опросы по состоянию и развитию местного управления и социально-экономической ситуации.
- Выработку общей идеологии организации местного управления, партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса, работу передвижной школы управления, проведение курсов, диагностики кадров, соцопросов, управленческого и методического сопровождения по поручению Главы Администрации Волгоградской области осуществляет ЗАО «Учебно-консалтинговый центр «Руководитель». Организацию выездных консультационных занятий, управленческое сопровождение ЗАО УКЦ «Руководитель» проводит совместно с территориальной системой управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области и ее отделами по работе с муниципальными образованиями, администрациями муниципальных районов и городских округов.
- Принципиальнейшим условием эффективности работы инновационных моделей территориального общественного самоуправления и местного управления является организационная и финансовая поддержка гражданской активности со стороны законодательной и исполнительной власти региона. В свою очередь эффективность такой поддержки во многом зависит от правильно подобранных и профессионально используемых технологий управленческого консультирования и сопровождения, стимулирующих инициативу и творчество. В этой связи огромное влияние оказывает осуществление неформального курирования этих важнейших направлений непосредственно самим губернатором, и его личная убежденность в правильности внедряемых инновационных моделей и технологий их управленческого сопровождения. Деятельность территориального общественного самоуправления и партнерства в целом приобретает особую актуальность в период мирового кризиса. В этой связи важное значение в работе ТОСов отводится программам территориального антикризисного управления, выстраиванию конструктивных деловых отношений с политическими партиями, и прежде всего с партией власти – «Единая Россия».
- Резюмируя вышесказанное, можно вывести условную формулу побед территориального общественного самоуправления Волгоградской области и его партнерских отношений с административной властью и бизнесом. Она включает: Сталинградский характер поведения + инновационные технологии управления + профессиональная воля Губернатора Н.К. Максюты. И это действительно так, без всякой политической натяжки.
В этом заключается суть функционального распределения и дополнения управленческих усилий административной и гражданской власти в рамках сложившихся партнерских отношений.
2000 ТОС, из которых каждый 7-й является юридическим лицом, располагаются на территориях всех 453-х поселений и 6-и городских округов, охватывая 1 млн. жителей. Они являются неотъемлемым элементом инновационной модели партнерства – местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированных на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания.
ТОСы повсеместно, по своей инициативе, взяли на себя внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнении малых целевых программ, выступающих организационной основой (материально-технической базой) для массового внедрения технологий (правил) здорового и счастливого образа жизни граждан.
Реализация малых целевых программ осуществляется в оперативном (безотлагательном) порядке всем МИРом в границах каждого ТОС с крупномасштабным применением безвозмездности, меценатства и добровольных пожертвований жителей.
В основу программ деятельности ТОС преимущественно закладываются 4 направления – воспитание, благоустройство, безопасность, благотворительность. Исключительно важное значение в общей стратегии и любой программе отводится их духовному наполнению, основанному на героических традициях Сталинградской земли, формировании и внедрении в жизнедеятельность моделей «Сталинградского характера поведения», пронизанного идеями социальной активности, патриотизма, добра и милосердия.
Областной конкурс за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС» проводится среди ТОС-юридических лиц и ставших победителями областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» не менее 2 раз. Размер призового фонда в 2007 году составлял 25 млн. руб., в 2008г. – 50 млн. руб.
Еще одна форма государственной поддержки деятельности ТОС по своим размерам «привязана» к объемам животноводческой продукции, реализуемой ЛПХ на переработку на территориях соответствующих ТОС.
Проведение курсов обеспечивается последующим консультационным сопровождением по месту деятельности лидеров управленческими технологами (управтехнологами), выполняющими функции управленческих наставников. Логотип управленческого сопровождения: «Не руководить и не подменять, а обучать, поддерживать и вдохновлять!».
Работа передвижной школы управления предусматривает регулярное проведение мониторинга изменения функционального (социопсихосоматического) портрета лидера в форме субъективной оценки своего состояния (самочувствия), поведения и положения в обществе.
Исходя из результатов мониторинга, тестирования и социологических опросов, вносятся в оперативном порядке соответствующие коррективы в содержание консультационного процесса в ходе занятий и управленческого сопровождения.
Одновременно с управленческим сопровождением организуется мощное информационное обеспечение деятельности ТОС и местного управления в средствах массовой информации и обмен накопленным опытом.