Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"

Моя маленькая Родина Лятошинка.


В Волгоградской области, одним из компактных районов проживания татар является  Лятошинка Старополтавского района.

. Название  деревни жители не могли объяснить, да и на слух оно не являлось тюркским словом. Сам факт того, что в чисто татарской деревне не знали, откуда пошло название населенного пункта и когда она была основана, в отличие от Маляевки и Бахтияровки,  многих  заинтересовал. Интерес подогревался еще тем, что раньше казахское население называло Лятошинку «Нугай». В округе  жили казахи, немцы, украинцы, но ногайцев не было. В общем, получалось какая-то мешанина. Как-то, работая  в архиве г. Саратова, историк Хусаин Акманов  обнаружил документ (который пролил свет), благодаря нему все стало на свои места.

      

Во времена  Екатерины II в наши края проходило активное переселение жителей Украины, переселенцы занимались земледелием, работали на перевозках соли из озера Эльтон и Баскунчак. На одном из трактов по перевозу соли из озера Эльтон были образованы населения украинцев-переселенцев Салтово, Старая Полтава и др. В первой половине 19в. Жизнь здесь текла более-менее спокойно. Война на Кавказе вроде бы никоем образом не могла затронуть население нашего степного района. Однако, отголоски той войны докатились и сюда. При завоевании  Кавказа  царское правительство сталкивалось с ожесточенным сопротивлением местного населения. Даже на территории, которая уже контролировалась царскими войсками, постоянно находились «возмутители спокойствия», которые вели партизанскую борьбу с русскими властями. Для поддерживания порядка на одной из Кавказских оборонительных линий защитников антирусских выступлений выслали вместе с семьями вглубь России. Вот эти зачинщики вместе с семьями, под конвоем казаков и прибыли  в эти места. Ногайцы, а это были они, вели полукочевой образ жизни и поэтому с местным населением у них сложились непростые отношения. Так, обратимся к документам.

В Саратовское губернское правление  из Камышинского земского суда. 15 мая 1835 г

                                               

«Николаевское волостное правление 10 мая с рапортом деревни Салтовки оно сему суда донесла, что 2 числа прибыли в хутор Калячин по приказу Саратовского земского исправника от 22 апреля за №24 два казака Иван Калашников и Яков Сибикиев  16-семействами ногайцев со скотом и имуществом. Остановились у поселян на квартирах, в коих ногайцы делают опальные случаи  беспрерывно и, несмотря на летнее и сухое время, разводят избах по большей части вострящих  при оных курениях и сараях, большие огни. Разоряют во всем  домохозяев и сверх того распахивают нивы те, коих взошли уже хлеба, принадлежащие жителям Салтовки, в чем оные имеют крайнюю нужду. Просим  о удержании ногайцев от самовольств сделать распоряжение. По справке оказалось: хутор Калячин состоит, в границе Камышинского уезда в коем проживают, поселение ведомства деревни Салтовой. Вновь причисленной к Камышинскому уезду…»

                     

По всей видимости, местное население было не в восторге от новых соседей. Сохранилось несколько писем, в которых коренные жители жаловались на не прекращающиеся разорения со стороны ногайцев, несмотря на то, что за ними приглядывали казаки, которые жили рядом. Начался постепенный переезд украинцев   из Лятошинки в Салтово, хотя деньги за полученный материальный ущерб выдавали исправно. Видимо, со временем ногайцы остались одни в деревне. О появлении татарского население в Лятошинки, говорит письмо в Саратовское губернское правление  от 28.10.1840 года.

            

«О водворившихся при деревне Лятошинка  Новоузенского уезда Кузнецких татарах, самовольно туда перешедших, по случаю тому, что эта деревня образована переселившихся из Кавказской области ногайцами и состоя на свободной казенной земле,… могут ли те татары быть оставлены там навсегда, от 28 октября 1840 года». Об отношениях, которые сложились между татарами и ногайцами, документов не найдено. Возможно, все ногайцы или часть ассимилировалась среди татар, ведь те и другие тюрко-язычные и являлись единоверцами, а может, какая-то часть из них со временем  вернулась обратно.