ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВА и НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ,
СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВА и НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
Цели и задачи программы
1.Сохранение духовно-нравственного здоровья населения. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры России.
2. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения и сохранения культурных традиций, изучение отечественной истории, культуры, казачьего быта.
3. Стремление возродить традиции семейного христианского воспитания.
4. Формирование здорового и высоконравственного образа жизни.
Основные принципы программы
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства - «Уклонись от зла и твори добро»,
Природосообразностъ - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям казачьей культуры.
Светский характер образования и законности- соответствие действующему законодательству РФ.
Основные характеристики деятельности
Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Тематический план
Курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».
ТЕМА: «Мир вокруг нас»
Мероприятия данного блока открывают путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности человека.
Тематика занятий для детей и взрослых: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - вес на»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».
ТЕМА: «Дерево добра»
Мероприятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения - постановка пьес, сценок, литературные вечера) дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить человека видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство»; «Как правильно найти спутника жизни».
ТЕМА: «Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках»,
«Православная Россия в лицах»
Мероприятия данных циклов знакомят население с малой родиной (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение поселка (Волгоградской области) в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к малой родине, своей стране, уважения и признательности к основателям области, поселка, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Волгоградской земли, русского государства.
Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного поселка, областного центра»; «Герб и флаг региона»; «Улицы и здания поселка, областного центра»; «Памятники области»; «Город - село».
Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: памятники военной Славы, храмы и соборы (поселка, в котором мы живем, Волгоградской области).
Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой Александр Невский».
В честь Дня Новониколаевского городского поселения – 22 мая-«Святой Николай Чудотворец».
«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).
«Православная культура»
Мероприятия данного цикла знакомят население с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «22 мая – св. Николай Чудотворец – День Новониколаевского городского поселения», «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».
«Хозяева и хозяюшки»
На мероприятиях данного блока население знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной (казачьей) семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды казачьего быта, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье и обществе, деятельно участвовать в домашних и общественных делах; ориентировать население на мужественный (м) и женственный (ж) образцы поведения.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные методики (изучение внешнего и внутреннего убранства казачьего жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов казачьих воинов.
2) Знакомство с традиционным укладом жизни казачьих семей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных взрослых и детей праздников, семейные, общественные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование в работе сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических представлений.
5) Знакомство с русскими, казачьими, другими национальными народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
- Усвоение населением добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира к добру и любви к ближним.
- Формирование позитивного отношения детей и молодежи к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической картины мира.
- Потребность и готовность у граждан проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного (казачьего) уклада, понимание своего места в семье и посильное участие каждого члена семьи в домашних и общественных делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.