Форум Голос ТОС Сталинграда: Я расскажу тебе сказку дружок - Форум Голос ТОС Сталинграда

Перейти к содержимому

Правила форума "Разговоры о разном"

Этот форум был создан по многочисленным просьбам наших дорогих форумчан. Понятно, что только ТОСовскими делами, несмотря на их важность, не ограничивается круг интересов пользователей форума. Поэтому в данном форуме Вы можете разговаривать и беседовать обо всем, что Вам интересно и при этом не имеет отношения к деятельности в ТОС.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Я расскажу тебе сказку дружок

#1 Пользователь офлайн   Прогресс-Терса - Есипова Елена 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи контактов
  • Сообщений: 136
  • Регистрация: 19 June 10
  • Мун. район (гор. округ):Еланский муниципальный район
  • Сельское поселение:Терсинское
  • Название ТОС:Прогресс-Терса

Отправлено 29 June 2010 - 15:54

Продолжение сказки про Вовку Тридевятом Царстве (помните «Хочешь мороженое, хочешь пирожено!...)
Вовка в грибном царстве.
Не за тридевять земель, не за тридевять морей, не в тридевятом царстве, а нашем Русском государстве жил – был мальчик Вовочка. Конечно вы помните, что однажды он путешествовал в тридевятое царство ( «..хочешь морожное, хочешь пирожное…»), но похоже оно не пошло Вовке на пользу, или он о нем забыл. Но только вот, что опять с ним приключилось…
Итак, вот однажды прошел грибной дождь и собрался мальчик Вовочка пойти в лес да по грибы. Бабушка в дорогу дала ему вот такой наказ:
- Внучек, ты уж будь в лесу повнимательнее. Помни! Лес – живой организм! И все, что в нем есть тоже живое. Съедобные грибы бережно срезай, не съедобные грибы не трогай.
Пришел мальчик в лес, а там грибов видимо-невидимо Боровики, Лисички, Опята, Маслята, Подберезовики…
- Ну, настоящее грибное царство.
Быстро набрал Вовка свою корзинку дополна и отправился домой. Идет себе по- пути то Трутовик палкой сшибет; то Мухомор ботинком собьет так, что красивая шляпка летит далеко от гриба; вот Ложные Опята повалились с пенька так, как будто их косой скосили; большой красивый Желчный гриб Вовка размозжил пополам так, что из гриба выступил сок. И в этот момент корзинка вырвалась из рук мальчика, все грибы из нее повыскакивали и убежали. Удивленный мальчик подошел к корзинке и увидел, что в ней остался один единственный гриб. Тут поднялся гриб на ножку и стал расти-расти, а когда стал размером с Вовку, сказал:
-Что ж ты бабушку не слышал?
-А ты кто такой? – спросил мальчик
- Что не признал? Я царь всего грибного царства – Боровик, а ты губишь почем зря моих подданных. Да разгневал ты меня…
-Ну, они же вредные, ядовитые, – перебил царя Вовка
- Это для тебя они ядовитые, тебе же говорили, чтоб не трогал, - продолжал сердится старик.- Ты посмотри, какие они все красивые, а мухомор вообще, чтоб ты знал, лекарство для лосей и зайцев. Что же мне с тобой сделать? Может превратить тебя в плесень, будешь самым мелким в моем царстве.
- Простите меня , пожалуйста. Я все понял и больше так не буду! Обещаю! А вы можете исправить то, что я тут натворил?
- Ну, если обещаешь, ребята вернутся в твой кузовок, а калек я исцелю.
Сказал так гриб и исчез. Все, собранные Вовкой, грибы опять лежали в корзинке, а побитые, поломанные и оторванные грибы стояли, как не в чем не бывало. «А и правда, красивые!» - подумал Вовка и отправился домой.
0

#2 Пользователь офлайн   ТОС "Возрождение-Терса" Еланский район 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 129
  • Регистрация: 21 October 09
  • Городп.Терса

Отправлено 29 June 2010 - 15:59

Сказ о том как кот Васька и пес Рыжик Змея Горыныча разбудили.

Не за тридевять земель, не за тридевять морей, не в тридевятом царстве, а нашем Русском государстве жили – были кот Васька, пес Рыжик и петух Петька маслена головушка, шелкова бородушка , звонкий голосок.
Вот однажды пошли они в поле работать, вдруг налетел ураган и унес петушка. Погоревали Васька с Рыжиком и отправились искать своего друга. Прошли через поле, зашли в лес, видят вокруг поляны деревья поломаны, с корнями повывернуты и леший в этих корнях бородой запутался. Подошли к нему Васька с Рыжиком, освободили лешего и спрашивают:
-Что здесь случилось?
- Да это Ураган Ураганыч пролетел, петушка вашего к Змею Горынычу понес. Постарел Горыныч, спит постоянно, вот и решил он, что Петька его будить должен. Ну, да ладно вот вам шишка, идите за ней она вам дорогу покажет, а мне в лесу порядок наводить надо.
Побежали кот и пес вслед за шишкой и привела она их прямо к Бабе Яге. Сидит Яга на крыльце и плачет. Смотрят Васька и Рыжик, а с избушки на курьих ножках крышу снесло.
-Да, видно здесь без Урагана Ураганыча не обошлось.
-Ох, окаянный пронесся. С детства резвый был. Другие ветры как ветры, а этот вечно носится, ничего вокруг не видит. – Ворчала старуха.- Что теперь делать? Ума не приложу. Старая я стала не под силу уже мне крышу чинить.
- Не переживай бабушка мы тебе поможем. – Сказали Васька и Рыжик.
Починили они крышу, а Баба Яга им и говорит:
-Помогли вы мне ребятки и я вам помогу. Петух Горынычу не поможет. Земей совсем на старости лет свихнулся. Решил, что толстый стал, потому летать не может на вегетарианскую диету сел, да сон траву по ошибке проглотил. Дайте ему лист лимона да мой особый порошок, а Ураганычу передайте мою Стоп – настойку, а то ,ненароком, шею себе сломает, долетается. Возьмите мою метлу да пробудите этого диетолога скорее. Прилетели Васька с Рыжиком к Змею Горынычу. Вылечили Змея горыныча. Отпустил их Змей Горыныч домой, а сам решил целительством Урагана заняться, чтобы тот поспокойнее стал и не ломал все на своем пути.
0

#3 Пользователь офлайн   Сергей Иванов 

  • Только вперёд!
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2416
  • Регистрация: 31 August 09
  • Мун. район (гор. округ):Городищенский муниципальный район
  • Сельское поселение:Карповское
  • Название ТОС:"№3 улица Гагарина, улица Полевая"

Отправлено 29 June 2010 - 16:00

Вы это всё к чему? :blink: Если хочется высказаться просто так, то на форуме есть блоги, там таким сказкам и место ИМХО. Форум для общения и темы создаются для обсуждения, а тут чего обсуждать? :wacko:
Иванов Сергей Владимирович
председатель совета
Изображение
E-mail: karpovka-tos-3@yandex.ru
Страница на сайте Голос ТОС Сталинграда: http://golostos.ru/i...etContact&id=67
Наш персональный сайт: http://karpovka-tos-3.narod.ruЖивой журнал: http://ser197606.livejournal.com/Сообщество ТОСовцев в ЖЖ: http://volgotos.livejournal.com/
Телефон:89093885197
ICQ: 403397197




0

#4 Пользователь офлайн   ТОС Ореховское- Лушкина Наталья 

  • Заслуженный мастер форума
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 20 December 09
  • Мун. район (гор. округ):Даниловский муниципальный район
  • Сельское поселение:Ореховское сельское поселение
  • Название ТОС:Ореховское

Отправлено 30 June 2010 - 00:40

И всё-таки...

Каждый в жизни идёт своей дорогой, делает свои ошибки и пробивается как может. Иные проходят свой жизненный путь с трудом, набивая колени и поэтому знают цену каждому успеху. Другие порхают по жизни беззаботной стрекозой, в конце пути так и не нашедши себе приюта. Но всем хочется одного – счастья. И само понятие « счастье» у каждого своё. Для кого-то это богатство и власть. Есть же другое значение – милосердие, сострадание, участие.
Мальчишки, восьми лет отроду, в то летнее утро тоже были счастливы. Они сидели на завалинке дома и ели спелые абрикосы. Сладкий сок стекал по бороде и капал на землю. Насладившись, весёлая компания загорелыми пятками стала втаптывать косточки в землю. Закончив эту работу, получив ещё больший прилив счастья, сорванцы помчались на речку.
Всё это время за ними из окна наблюдала голубоглазое создание с забавными завитками на голове. Эту прелесть звали Машенька.
После того, как на завалинке стало пусто, она тоненькими ножками дотопала до того места, где были захоронены остатки от ягод и бокальчиком полила этот участок земли. Теперь и Машенька в свои три годика тоже была счастлива. Да и можно ли в этом возрасте думать о чём -то ином?
Растения – это тоже живые существа. Они рождаются, питаются, приносят пользу или вред и завершают своё существование. У них такие же этапы взросления.
О съеденных абрикосах никто уже не вспоминал. И никто не поливал больше ни лейкой, ни бокальчиком абрикосовые косточки. Лето подходило к концу. В саду было много других вкусных фруктов и ягод. Хорошие мальчики и девочки заходили в сад через калитку, аккуратно срывали плоды. Плохие мальчишки совершали разбойное нападение по ночам. Они даже иногда ломали ветки, отчего деревья потом страдали, а взрослые громко бранились.
Так возможно наша история и закончилась бы, не успев начаться. Но одной из косточек посчастливилось остаться в живых. Судьба была с ней не так жестока.
После знойного лета наступила дождливая осень. Сыро , неуютно было нашей героине – косточке лежать в земле. Она просто лежала, ни о чём не думала. Только мечтала, что может быть снова придёт эта добрая девочка и вынет её из грязи. Бедняжке так хотелось согреться. Однако маленькая фея не появлялась.
Дожди закончились, но легче не стало. Почему-то её бока стали ещё больше промерзать. Она совсем было окоченела от холода, как вдруг что-то лёгкое и тёплое покрыло землю. Косточку потянуло на сон, а сквозь дрёму она услышала далёкие голоса птиц: « Снег- снег. Снег – снег!».
1
Так и спала героиня до первых вешних вод. Затем март – капельник разогнал все вьюги и морозы, да растопил снега и льды. Но наша косточка всё ещё лежала на своём месте, слыша откуда-то весёлое пение птиц. Она не видела пока солнца и не могла понять радости вернувшихся с юга пернатых
хозяев сада. Слово « счастье» было ей ещё не знакомо.
С каждым днём всё сильнее прогревало землю. И всё любопытнее становилось косточке. Ей очень хотелось выбраться наружу и самой увидеть мир. Косточка ощутила как она разбухает. И в один из дней маленький тоненький росток показался из земли.
Нет, не огорчайтесь , милые читатели. Наша косточка не умерла. Напротив – она появилась на свет.
Маленькому ростку было суждено стать большим , красивым деревом.
Маленькое растение росло не так быстро, как хотелось. Сколько обидчиков было. Снова наступала зима – морозная, жестокая. Казалось, что не хватит сил , что вот-вот и она замёрзнет. Но стремление жить было так велико! И её юные веточки выдерживали даже самые лютые холода.
А за зимой снова начиналась весна. Так шло всё своим чередом : стужа – жара, печаль – радость. Иногда она видела добрую девочку, которая любила играть рядом в своих кукол.
Побег тянулся к солнцу и незаметно превратился в стройное дерево.
- Какая чудесная абрикосина!- восхищались люди.
Вот только Машеньки больше почему-то не было видно. И деревце дотянувшись до окна высокого дома пыталась увидеть сквозь стекло свою подружку. Прошла ещё одна зима. Наступила весна.
Девочка тоже подросла…
Но выйти к своему деревцу она уже не могла. Тяжёлая болезнь приковала её к постели. Приходили подружки, навещали родственники. Всё это было не то. Радость с каждым днём угасала в маленьком тельце. Маша видела как украдкой мама вытирала слёзы. Папа подолгу о чём-то шептался с бородатым доктором. Её все подбадривали. Слова надежды не утешали больше. Она устала. С равнодушием смотрела Маша в окно.
Но вот однажды форточка распахнулась и больная почувствовала удивительный запах.
- Мама, мама! Что это? – обессиленными губами прошептала Машенька.
- Абрикосина цветёт. – ответила мама.
- Я хочу посмотреть.- попросила девочка.
Машутку приподняли, чтобы лучше было видно. Огоньки вдруг вспыхнули в глазах бедняжки.
- Она похожа на невесту!- сказала Маша.
- Ты тоже будешь невеста. И у тебя будет такое же роскошное платье. Только выздоравливай, моя ласточка.- мама отвернулась- Только выздоравливай.
Теперь каждый день девочка наблюдала за деревом. Прилетали воробьи, усаживались на ветви и чирикали «Чив-жив. Чить- жить!». А Машенька улыбалась и вторила « Жить! Жить!» . Даже дожди не портили настроения
2
девчушки, потому что после дождя листья на дереве становились ещё более зелёными.

На месте цветков на чудном дереве появились зелёные пушистые комочки. Маша услышала:
- В этом году попробуем свои абрикосы. На дереве есть плоды.

Летом крона любимого дерева давала тень. И в комнате, где лежала девочка, было не так душно.
Как-то к Машеньке зашла мама , а на ладони у неё лежали ярко-жёлтые ягоды.
- Посмотри, доченька, что тебе передала наша спасительница. Она так ждёт тебя и надеется, что ты скоро придёшь к ней. Съешь их.
- Они жёлтые, как солнце. Мама, я тоже буду невеста и у меня потом тоже будут плоды.

Она поверила в своё будущее. Силы возвращались к больной. Словно само дерево передало ребёнку своё желание жить.
Маша поправилась. Она выросла и вырастила прекрасный абрикосовый сад. Каждое лето женщина собирала абрикосы и развозила их больным детям, даря надежду на счастье.
* * * * *
Светлана, ты очень сильная и твоё желание жить, ( именно жить, а не существовать) дало прекрасные плоды.
Лушкина Наталья Григорьевна, председатель Совета ТОС " Ореховское" Ореховского сель. пос. Даниловского муниципального района
эл. почта - lushkina70@mail.ru
телефон - 8-909-381-99-83
0

#5 Пользователь офлайн   ТОС "Возрождение-Терса" Еланский район 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 129
  • Регистрация: 21 October 09
  • Городп.Терса

Отправлено 11 July 2010 - 14:21

ЗАРАНЕЕ ПРОШУ ПРОЩЕНИЕ ЗА БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ТЕКСТА, ПОВЕРТЕ СТАРАЛАСЬ РАССУЖДАТЬ КОРОЧЕ.

В чем смысл сказок? Есть ли в них темы для обсуждения
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? В чем смысл сказок? И есть ли он вообще этот смысл!? Нужно ли сказки обсуждать? Некоторые видят смысл в крутых тачках, в инетрнетных сайтах, в компьютерных играх… а сказки, книги - отстой, каменный век, они ни чему не учат и вообще не нужны. Многие с мной согласятся, что это не так. И я постараюсь сейчас доказать.
К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
С этой точки зрения нужно подходить к сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены. Тоже самое относится и к современным сказкам.
Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.
Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца.
Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.



В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.
«Курочка Ряба» вообще сказка для взрослых! «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.


Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает; а маленькие слушают и верят; верят, будто было то, чего не было, будто вправду такое было, чего и быть не могло. И еще не думайте, что взрослые умны, а дети глупы; и что взрослому надо нарочно «приглупиться» для того, чтобы детям сказку рассказать; а чтобы для себя, взрослого и умного, сказку прочесть или создать, — то и приглупляться не стоит... Не обратно ли дело обстоит? Не от «ума» ли добрая половина нашего горя родится? Да и что такое глупость? И всякая ли глупость вредна и постыдна? А может быть, есть не глупая «глупость», не вредная и не стыдная, а зоркая и верная, желанная и блаженная, по-глупому начинающая и по-умному кончающая? Может быть, есть две разных глупости: одна бестолковая, а другая учительная? Одна от праха и грязи, а другая от чернозема? Одна от слепого самодовольства, а другая от испытующего недоумения? Одна — глупит от гордости и ведет к пошлости; а другая глупит от смирения и ведет к мудрости…


Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо — не слушай»...
Темы сказок живут в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то там, в священных подвалах, под семью-десятью железными столбами, где завязаны узлы национального бытия и национального характера и где они ждут разрешения, свершения и свободы. В эти подвалы национального духовного опыта не проникнуть ни гордецу, ни трycy, ни маловеру, ни криводушному. Но доверчивый и искренний простец, но скромный и храбрый в своей поэтической серьезности созерцатель — проникают под эти своды и выводят оттуда рой народных сказок, разрешающих, свершительных и освобождающих. И для него эти сказки не «выдумка» и не «небылица», а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия. И не сказка «отжила» свой век, если мы разучились жить ею; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к сказке.

Сказка не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства. Она повинуется законам художественной мечты и законам национально-героического (иногда сословно-героического) эпоса. Она повинуется законам всесильного волшебства и запросам сверхчеловеческой национальной силы: она слагается по указаниям пророческого сновидения, волевого порыва и созерцающего постижения. Эти законы таинственны; им можно предаваться, но их не легко формулировать. Власть же их бесконечна и миропреобразующа. И вот ими-то живет, слагается и дышит сказка.
…Спрашивает человек сказку, а она отвечает ему о смысле земной жизни …

…Что такое счастье ? Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги, все эти «утруждения великими службами»? И как же слагаются эти испытания и подвиги? И есть ли на свете люди бездольные и бессчастные? И откуда эта бездольность и бессчастность? Можно ли её преодолеть или она суженая, роковая? И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?

…Что такое судьба ? Что значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие – дураки? Может они вовсе не дураки? Что это значит: «на роду написано»? И неужели судьбу нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как бы человеку на распутье жизненных дорог, и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?..

…А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведёт? Не сильнее ли она, не выгоднее ли правды? Или правда лучше и всегда в конце концов победит? И в чём же тогда понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семячко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами – то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила и каковы законы её?..

…А как быть с неравенством на земле? Ведь люди различны и не равны; есть умные, хитрые и глупые; есть уроды и красавцы, богатые и нищие, цари и мужики, богатыри и карлики. Справедливо ли это? И почему это так устроено? И вправду ли низшие – хуже? Или они, может быть, в чём-нибудь лучше высших – сильнее, храбрее, добрее, умнее, изворотливее, благороднее? А может быть, Иван-Коровий-Сын и есть самый могучий Буря-Богатырь? Разве не бывают злые цари, жестокие богачи – и добрые нищие, великодушные мужики, злые красавицы и добрые уроды? Или разве не бывает так, что чудесная, благородная и умная душа, - душа-красавица, - скрыта в уродливом теле Зверя-лесного-Чуда-морского? И неужели нет путей для её спасения и освобождения? Что же важнее – внешняя оболочка или незримая красота души? И как распознать, как учуять прелестную душу у страшилища и уродливую, злую душу у богатой красавицы? Как не ошибиться? Чему поверить? И кому же надо царствовать в тридесятом царстве – ничтожному глупцу или доброму и мудрому уродцу в рубище?...

…Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории.


А Уж про Бабу Ягу вообще отдельный разговор и я думаю он тоже необходм.
-2

#6 Пользователь офлайн   Прогресс-Терса - Есипова Елена 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи контактов
  • Сообщений: 136
  • Регистрация: 19 June 10
  • Мун. район (гор. округ):Еланский муниципальный район
  • Сельское поселение:Терсинское
  • Название ТОС:Прогресс-Терса

Отправлено 11 July 2010 - 15:24

Про Бабу Ягу
Действительно о Бабе Яге нужен отдельный разговор. Недаром она один из главных персонажей во всех волшебных сказках. А почему? Я думаю станет ясно если прочитаете ниже написанное…

«Дедушка, а Баба Яга полезная или вредная?» ….
«На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»
Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.
"Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нес — человеческая нога, вместо запоров — руки, а вместо замка — рот с острыми зубами"

У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
Баба-яга была главная матерь, которая знала все.
"Сейчас посажу на лопату — и в печь!"

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Образ лесной Яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой Матери мира — хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Связь Яги со смертью также может объясняться этим ее прообразом: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное». Яга в сказках выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).
Вместе с тем, Баба-Яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскрешения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Вот такие чудеса народной мудрости! Давайте не будем забывать своих корней!
-2

#7 Пользователь офлайн   Селезнева Светлана - Добрый дом 

  • Гроссмейстер форума
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Волгоград
  • Сообщений: 1122
  • Регистрация: 21 August 09
  • Мун. район (гор. округ):Городской округ г. Волгоград – Центральный район
  • ГородВолгоград
  • Название ТОС:"Добрый дом"

Отправлено 11 July 2010 - 17:14

Просмотр сообщенияtos_1262 (11 July 2010 - 15:24) писал:

Про Бабу Ягу
Действительно о Бабе Яге нужен отдельный разговор. Недаром она один из главных персонажей во всех волшебных сказках. А почему? Я думаю станет ясно если прочитаете ниже написанное…

Очень интересно Вы пишете и рассуждаете! Спасибо, прочитала с огромным удовольствием, как, впрочем, и то, что написала выше Наталья Григорьевна.

А насчет Иванушки я бы поспорила. Он все-таки не болел! :о))
Селезнева Светлана Петровна,
председатель Комитета ТОС "Добрый дом",
г. Волгоград, Центральный район, заполотновская часть,
дом 14 по ул. Хиросимы
volgalana@yandex.ru
http://www.golostos....tContact&id=384
8-904-777-03-98
0

#8 Пользователь офлайн   ТОС "Возрождение-Терса" Еланский район 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 129
  • Регистрация: 21 October 09
  • Городп.Терса

Отправлено 11 July 2010 - 23:24

Просмотр сообщенияСелезнева Светлана - Добрый дом (11 July 2010 - 17:14) писал:

Очень интересно Вы пишете и рассуждаете! Спасибо, прочитала с огромным удовольствием, как, впрочем, и то, что написала выше Наталья Григорьевна.

А насчет Иванушки я бы поспорила. Он все-таки не болел! :о))

Можно и насчет Иванушки.Когда появится время.
0

#9 Пользователь офлайн   ТОС Ореховское- Лушкина Наталья 

  • Заслуженный мастер форума
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 20 December 09
  • Мун. район (гор. округ):Даниловский муниципальный район
  • Сельское поселение:Ореховское сельское поселение
  • Название ТОС:Ореховское

Отправлено 17 July 2010 - 01:22

Ну, начиталась про Бабу Ягу, теперь уснуть не могу. Давайте что-нибудь весёленькое про неё придумаем.
Лушкина Наталья Григорьевна, председатель Совета ТОС " Ореховское" Ореховского сель. пос. Даниловского муниципального района
эл. почта - lushkina70@mail.ru
телефон - 8-909-381-99-83
0

#10 Пользователь офлайн   Прогресс-Терса - Есипова Елена 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи контактов
  • Сообщений: 136
  • Регистрация: 19 June 10
  • Мун. район (гор. округ):Еланский муниципальный район
  • Сельское поселение:Терсинское
  • Название ТОС:Прогресс-Терса

Отправлено 20 July 2010 - 22:43

Просмотр сообщенияТОС Ореховское- Лушкина Наталья (17 July 2010 - 01:22) писал:

Ну, начиталась про Бабу Ягу, теперь уснуть не могу. Давайте что-нибудь весёленькое про неё придумаем.

Ну, современная Баба Яга не такая уже страшная. Перечитайте одну из сказок в начале темы. Сказка современная, а Баба Яга там просто душка.
-1

#11 Пользователь офлайн   Прогресс-Терса - Есипова Елена 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи контактов
  • Сообщений: 136
  • Регистрация: 19 June 10
  • Мун. район (гор. округ):Еланский муниципальный район
  • Сельское поселение:Терсинское
  • Название ТОС:Прогресс-Терса

Отправлено 20 July 2010 - 22:46

Просмотр сообщенияСелезнева Светлана - Добрый дом (11 July 2010 - 17:14) писал:

Очень интересно Вы пишете и рассуждаете! Спасибо, прочитала с огромным удовольствием, как, впрочем, и то, что написала выше Наталья Григорьевна.

А насчет Иванушки я бы поспорила. Он все-таки не болел! :о))

Одно из первых бранных слов, которые применяют в своем лексиконе дети — «Дурак!» Главный герой народных сказок — Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок (обратите внимание на то, сколько народной любви в этом уменьшительно-ласкательном варианте про Ивана-дурака

1.Почему нас кличут "Иванами"? Почему это имя распространено и крепко засело в сознании людей, когда говорят о русском народе? Неужели именная нива оскудела? Ведь есть же и другие имена.

Есть, но можно подумать, что принятие христианства и крещение Руси нанесли ничем непоправимый удар по многоцветию славянских имен в русском народе. Да, действительно, многоцветье это погасло. Однако на смену ему пришел негасимый свет имен лучших людей христианского мира до крещения Руси, а потом и лучших людей самой Руси. Это - имена святых. Если в дохристианской Руси славянское имя обязывало следовать содержанию самого имени, то новое христианское имя обязывало нареченного им следовать святости жизни того человека, именем которого нарекали. А поскольку имена святых с именем Иоанн - одни из самых распространенных в христианском именнике, начиная с Иоанна Крестителя, первого среди других, а в русском календаре они приходились на период больших рождений, то и среди русских носителей имени "Иван" немало. Другая причина в том, что слово-имя "Иоанн" переводится как "слуга Божий". Носить такое имя - честь великая и обязывающая для выходца из любого социального слоя, лишь бы человек был православный, понимал, почему его так зовут.

И в сказках имя Иван носят герои по происхождению своему самые разные. Многие - многие социальные слои из всех, ближних и дальних, уголков Руси, от низов до верхов, послали своих представителей в число сказочных Иванов, некое "Иванство" (или "Иванию" ), которое по своему людей объединяет. Тут и солдаты, и бурлаки, и купеческие, и кухаркины дети, и плотники, охотники, и сироты - от неизвестных родителей, и царевичи. Но неслучайно лучший из них Иван-Дурак - происхождения крестьянского, от земли, от сохи. Ведь предки каждого из нас были когда-то крестьянами, на которых Русь держится.

Нет в лучшем Иване знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. "Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий - Иванушка - дурачок". Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"..

2. Почему народ любит Ивана. Иван - наиболее распространенное имя в народных сказках, а значит и вероятность называния им любимого героя велика.

Иван-Дурак - любимый герой нашего народа, общий автопортртрет. Это удачник, иронизирующий над другими, но и над собой, прежде всего. Иронизирующий не потому, что он зол, а потому, что он в высшей степени добр и разумен, Он понимает суетность мира, в котором живет, преходящее значение тьмы и непреходящее значение света-любви. Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела. В свете-любви, а не в бездуховной "науке" черпает силы." Там увидели и только головой покачали: "Ну, дурак , ну , дурак"... А он вышел за город, опять гаркнул богатырским голосом, свистнул соловьиным посвистом: "Где мой добрый конь?!"...Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет. Ванюшка влез в правое ухо, вылез в левое - и таким красавцем сделался, что во всем мире нет! Сел на коня и покатил". С детских лет знакомые слова, а перекликаются они, что меньше известно, с апокрифами ("Беседа трех святителей" ): "Григорий спросил: "Видел я змея, лежит при дороге, хотел он коня ухватить за копыто, а конь припал на заднюю ногу, помощи ожидая от хозяина своего?" - Иоанн ответил: "Конь - православная вера христианская, дорога - сей мир, а змей - антихрист, копыта коня - последние дни земного века".

Сейчас, когда многие считают, что тьма почти победила, стоит перечитать сказки об Иване, чтобы поучиться у него стойкости духа, равновесию душевному. И все-то ему приходится добывать самому, в немыслимо трудных обстоятельствах. И закапывали его, и поджаривали, и на кусочки рубили, и топили, а он все жив. И заметьте, ни разу не сотворил себе кумира, не обидел ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку. Вся судьба Ивана - в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных.

"- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.

Иван ему в ответ:

- А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе, знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди я тебя умою и рубаху твою ополощу".

Предсказать его поведение проще простого. Можно, не ошибаясь, сказать, как он поведет себя в каждой из ситуаций. Он, ни разу не упоминая заповедей Нагорной проповеди, следует им, как будто это норма его поведения. На сказочном герое, самом неприметном обыкновенном, грешном человеке по имени "слуга Божий", лежит отсвет Христа.

3. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван.

4. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированным героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.

5. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом.

Конечно же, чем не Иван - Дурак наша национальная гордость - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пукшкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г., до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает.

В некоторых сказках отец Ивана, восстав из могилы, спрашиввает: "Фуфоньки, фуфоньки! ...Что делается на Руси - собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо ревит?". И так хочется ответить нашим предкам, и Пушкину тоже, как ответил Иван отцу: "Есть сын твой, и на Руси все спокойно".

Иван - Дурак после смерти побеждает. Вспомните самого меньшего из Иванов - Ваньку - Встаньку. Не зная или не любя нашу культуру, можно, конечно, увидеть в нем зловредного мальчонку, который по ночам не спит и другим спать не дает. Но прав-то поэт, который увидел и в младшем из Иванов ту же одухотворенную стойкость, что свойственна всему нашему племени Дураков, особенно беспощадных к захватчикам родной земли. Сколько ни мордуй, выстоим. И терпит-то Иван, потому что силы копит, уму-разуму набирается, "с духом собирается". Потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и свое Отечество в обиду не даст.

"Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить, Затужили старик со старухою, загоревали, А старшие сыновья утешают их...
- Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

...Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне передохнуть!
- Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы". Как говорится, клонируй не клонируй, а все равно хана.

В большинстве сказок Иван-дурак (Иванушка-дурачок) - самый младший сын в большой крестьянской семье, и в отличии от расчетливых домовитых старших братьев, перенявших родительское ремесло, ведущих хозяйство, остается не у дел. Остается ему только коров пасти да на дудочке играть. Может быть поэтому во всех сказках он живет сердцем, а не разумом, и многие его поступки кажутся нелогичными. А положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всем видит хорошее, живет по совести, за то и награда ЕМУ в конце сказок, а не старшим братьям, которые только пузо и карманы набивают.
-2

#12 Пользователь офлайн   Aladdin 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 142
  • Регистрация: 11 December 09
  • Мун. район (гор. округ):Новоаннинский муниципальный район
  • Сельское поселение:Черкесовское

Отправлено 24 July 2010 - 21:58

[quote name='ТОС "Возрождение-Терса" Еланский район' date='11 Июль 2010 - 14:21' timestamp='1278847305' post='16860']
ЗАРАНЕЕ ПРОШУ ПРОЩЕНИЕ ЗА БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ТЕКСТА, ПОВЕРТЕ СТАРАЛАСЬ РАССУЖДАТЬ КОРОЧЕ.


http://www.gumer.inf.../KultEtn/14.php
Ильин И. Духовный смысл сказки
http://anomalia.kuli.../news10/522.htm
0

#13 Пользователь офлайн   "ALEKSEY ALEKSEEVICH" 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 193
  • Регистрация: 02 November 09
  • Мун. район (гор. округ):Еще не определился...

Отправлено 31 July 2010 - 14:22

Просмотр сообщенияtos_1262 (20 July 2010 - 22:46) писал:

Одно из первых бранных слов, которые применяют в своем лексиконе дети — «Дурак!» Главный герой народных сказок — Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок (обратите внимание на то, сколько народной любви в этом уменьшительно-ласкательном варианте про Ивана-дурака

1.Почему нас кличут "Иванами"? Почему это имя распространено и крепко засело в сознании людей, когда говорят о русском народе? Неужели именная нива оскудела? Ведь есть же и другие имена.

Есть, но можно подумать, что принятие христианства и крещение Руси нанесли ничем непоправимый удар по многоцветию славянских имен в русском народе. Да, действительно, многоцветье это погасло. Однако на смену ему пришел негасимый свет имен лучших людей христианского мира до крещения Руси, а потом и лучших людей самой Руси. Это - имена святых. Если в дохристианской Руси славянское имя обязывало следовать содержанию самого имени, то новое христианское имя обязывало нареченного им следовать святости жизни того человека, именем которого нарекали. А поскольку имена святых с именем Иоанн - одни из самых распространенных в христианском именнике, начиная с Иоанна Крестителя, первого среди других, а в русском календаре они приходились на период больших рождений, то и среди русских носителей имени "Иван" немало. Другая причина в том, что слово-имя "Иоанн" переводится как "слуга Божий". Носить такое имя - честь великая и обязывающая для выходца из любого социального слоя, лишь бы человек был православный, понимал, почему его так зовут.

И в сказках имя Иван носят герои по происхождению своему самые разные. Многие - многие социальные слои из всех, ближних и дальних, уголков Руси, от низов до верхов, послали своих представителей в число сказочных Иванов, некое "Иванство" (или "Иванию" ), которое по своему людей объединяет. Тут и солдаты, и бурлаки, и купеческие, и кухаркины дети, и плотники, охотники, и сироты - от неизвестных родителей, и царевичи. Но неслучайно лучший из них Иван-Дурак - происхождения крестьянского, от земли, от сохи. Ведь предки каждого из нас были когда-то крестьянами, на которых Русь держится.

Нет в лучшем Иване знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. "Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий - Иванушка - дурачок". Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"..

2. Почему народ любит Ивана. Иван - наиболее распространенное имя в народных сказках, а значит и вероятность называния им любимого героя велика.

Иван-Дурак - любимый герой нашего народа, общий автопортртрет. Это удачник, иронизирующий над другими, но и над собой, прежде всего. Иронизирующий не потому, что он зол, а потому, что он в высшей степени добр и разумен, Он понимает суетность мира, в котором живет, преходящее значение тьмы и непреходящее значение света-любви. Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела. В свете-любви, а не в бездуховной "науке" черпает силы." Там увидели и только головой покачали: "Ну, дурак , ну , дурак"... А он вышел за город, опять гаркнул богатырским голосом, свистнул соловьиным посвистом: "Где мой добрый конь?!"...Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет. Ванюшка влез в правое ухо, вылез в левое - и таким красавцем сделался, что во всем мире нет! Сел на коня и покатил". С детских лет знакомые слова, а перекликаются они, что меньше известно, с апокрифами ("Беседа трех святителей" ): "Григорий спросил: "Видел я змея, лежит при дороге, хотел он коня ухватить за копыто, а конь припал на заднюю ногу, помощи ожидая от хозяина своего?" - Иоанн ответил: "Конь - православная вера христианская, дорога - сей мир, а змей - антихрист, копыта коня - последние дни земного века".

Сейчас, когда многие считают, что тьма почти победила, стоит перечитать сказки об Иване, чтобы поучиться у него стойкости духа, равновесию душевному. И все-то ему приходится добывать самому, в немыслимо трудных обстоятельствах. И закапывали его, и поджаривали, и на кусочки рубили, и топили, а он все жив. И заметьте, ни разу не сотворил себе кумира, не обидел ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку. Вся судьба Ивана - в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных.

"- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.

Иван ему в ответ:

- А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе, знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди я тебя умою и рубаху твою ополощу".

Предсказать его поведение проще простого. Можно, не ошибаясь, сказать, как он поведет себя в каждой из ситуаций. Он, ни разу не упоминая заповедей Нагорной проповеди, следует им, как будто это норма его поведения. На сказочном герое, самом неприметном обыкновенном, грешном человеке по имени "слуга Божий", лежит отсвет Христа.

3. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван.

4. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированным героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.

5. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом.

Конечно же, чем не Иван - Дурак наша национальная гордость - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пукшкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г., до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает.

В некоторых сказках отец Ивана, восстав из могилы, спрашиввает: "Фуфоньки, фуфоньки! ...Что делается на Руси - собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо ревит?". И так хочется ответить нашим предкам, и Пушкину тоже, как ответил Иван отцу: "Есть сын твой, и на Руси все спокойно".

Иван - Дурак после смерти побеждает. Вспомните самого меньшего из Иванов - Ваньку - Встаньку. Не зная или не любя нашу культуру, можно, конечно, увидеть в нем зловредного мальчонку, который по ночам не спит и другим спать не дает. Но прав-то поэт, который увидел и в младшем из Иванов ту же одухотворенную стойкость, что свойственна всему нашему племени Дураков, особенно беспощадных к захватчикам родной земли. Сколько ни мордуй, выстоим. И терпит-то Иван, потому что силы копит, уму-разуму набирается, "с духом собирается". Потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и свое Отечество в обиду не даст.

"Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить, Затужили старик со старухою, загоревали, А старшие сыновья утешают их...
- Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

...Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне передохнуть!
- Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы". Как говорится, клонируй не клонируй, а все равно хана.

В большинстве сказок Иван-дурак (Иванушка-дурачок) - самый младший сын в большой крестьянской семье, и в отличии от расчетливых домовитых старших братьев, перенявших родительское ремесло, ведущих хозяйство, остается не у дел. Остается ему только коров пасти да на дудочке играть. Может быть поэтому во всех сказках он живет сердцем, а не разумом, и многие его поступки кажутся нелогичными. А положительный, потому что беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всем видит хорошее, живет по совести, за то и награда ЕМУ в конце сказок, а не старшим братьям, которые только пузо и карманы набивают.

Можно долго спорить и философствовать, но скажу: НЕ СОГЛАСЕН, что "народ любит Ивана",

НЕ ЛЮБЛЮ, когда говорят "ВСЕ",

если Я не люблю, то УЖЕ не ВСЕ.

Как хорошо, что Я - не иван, а АЛЕКСЕЙ!
1

#14 Пользователь офлайн   Наталья* 

  • Заслуженный мастер форума
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 632
  • Регистрация: 27 October 09
  • Мун. район (гор. округ):Еще не определился...

Отправлено 31 July 2010 - 18:10

Просмотр сообщения"ALEKSEY ALEKSEEVICH" (31 July 2010 - 14:22) писал:

Можно долго спорить и философствовать, но скажу: НЕ СОГЛАСЕН, что "народ любит Ивана",

НЕ ЛЮБЛЮ, когда говорят "ВСЕ",

если Я не люблю, то УЖЕ не ВСЕ.

Как хорошо, что Я - не иван, а АЛЕКСЕЙ!




МОЛОДЕЦ,

СЫН!
0

#15 Пользователь офлайн   Наталья* 

  • Заслуженный мастер форума
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 632
  • Регистрация: 27 October 09
  • Мун. район (гор. округ):Еще не определился...

Отправлено 31 July 2010 - 18:17

Просмотр сообщения"ALEKSEY ALEKSEEVICH" (31 July 2010 - 14:22) писал:

Можно долго спорить и философствовать, но скажу: НЕ СОГЛАСЕН, что "народ любит Ивана",

НЕ ЛЮБЛЮ, когда говорят "ВСЕ",

если Я не люблю, то УЖЕ не ВСЕ.

Как хорошо, что Я - не иван, а АЛЕКСЕЙ!





МОЛОДЕЦ, СЫН!
ВСЁ ПРАВИЛЬНО.
Народ - это толпа...
.
0

#16 Пользователь офлайн   Aladdin 

  • Ветеран форума
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 142
  • Регистрация: 11 December 09
  • Мун. район (гор. округ):Новоаннинский муниципальный район
  • Сельское поселение:Черкесовское

Отправлено 02 August 2010 - 00:06

Просмотр сообщения"Я" - НАТАЛЬЯ АЗАРОВА (31 July 2010 - 18:17) писал:

МОЛОДЕЦ, СЫН!
ВСЁ ПРАВИЛЬНО.
Народ - это толпа...
.

Хотелось бы уточнить :rolleyes: :ТОЛПА-это хорошо или плохо ?Как по ВАШЕМУ ?
1

#17 Пользователь офлайн   ТОС Ореховское- Лушкина Наталья 

  • Заслуженный мастер форума
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 20 December 09
  • Мун. район (гор. округ):Даниловский муниципальный район
  • Сельское поселение:Ореховское сельское поселение
  • Название ТОС:Ореховское

Отправлено 02 August 2010 - 01:31

Да, как-то ТОЛПА звучит пренебрежительно.
Лушкина Наталья Григорьевна, председатель Совета ТОС " Ореховское" Ореховского сель. пос. Даниловского муниципального района
эл. почта - lushkina70@mail.ru
телефон - 8-909-381-99-83
-1

#18 Пользователь офлайн   ТОС "Киреевское" 

  • Закоренелый форумчанин
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 60
  • Регистрация: 26 August 09
  • Мун. район (гор. округ):Чернышковский муниципальный район
  • Сельское поселение:Алёшкинское
  • Название ТОС:"Киреевское"

Отправлено 19 August 2010 - 10:30

Не люблю такие разговоры, Если народ - это ТОЛПА. То вы входите в эту толпу?
ТОС "Киреевское"
Алёшкинское с/п,
Чернышковского муниципального района.
-1

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей